Фото с сайта <!--dle_leech_begin-->[url=https://tovievich.ru/engine/go.php?url=aHR0cDovL3ZvbG9nZGEtcG9ydGFsLnJ1Lw%3D%3D]www.vologda-portal.ru[/url]<!--dle_leech_end-->.
В конце апреля состоялась очередная конференция инновационной образовательной сети «Эврика». Тема - "Ребенок в пространстве будущего". Естественно, что на конференции не были обойдены проблемы дошкольного образования. О них - две публикации со страниц <!--dle_leech_begin-->[url=https://tovievich.ru/engine/go.php?url=aHR0cDovL3ZvZ2F6ZXRhLnJ1Lw%3D%3D]электронной газеты "Вести образования"[/url]<!--dle_leech_end-->. Александр Асмолов, академик РАО, директор ФИРО
Суд над вариативностью — явление прошлое«В какие бы одежды ни рядились инквизиторы нового времени, все равно суд над вариативностью, как и сжигание книг, как и преследование новых идей – это явление прошлое», – убежден руководитель рабочей группы по созданию стандарта дошкольного образования, директор Федерального института развития образования Александр Асмолов.– Александр Григорьевич, отказ от вариативности стал болевой, насущной проблемой сегодня. Недавно в Государственной думе проходил круглый стол по учебникам истории, и меня удивило то, что вариативность, либерализм, демократия стали практически ругательными словами. Как получилось, что мы совершили такой откат в прошлое и отказались от того, к чему много лет стремились?– Критика вариативности – это сегодняшняя реальность. Тем не менее я считаю эти попытки наивными и несостоятельными прежде всего потому, что невозможно повернуть историю вспять, невозможно вернуться в прошлое. Те, кто говорит, что вариативность мешает учителю, правы, но они тогда должны добавить, что вариативность мешает учителю, который не умеет думать. А все образование нацелено на то, чтобы учитель, так же как ученик, имел выбор для конструирования возможностей развития. И в сегодняшнем сетевом мире, когда все меняется, другого пути нет.
Именно вариативность выступает поддержкой разнообразия. Тенденция к сохранению разнообразия во все времена существует, но в то же время во все времена появляются «охотники на ведьм», которые вариативность называют «ведьмой XXI века». Я им сочувствую. В какие бы одежды ни рядились инквизиторы нового времени, все равно суд над вариативностью, как и сжигание книг, как и преследование новых идей – это явление прошлое. Я знаю, что такие явления существуют, но я верю, что они не изменят ключевых принципиальных тенденций развития образования в современном мире. Ни в России, ни в США, ни в Европе, ни в Сингапуре.
– Вы сами говорили, что стандарт дошкольного образования нерационален. Тогда как его можно воплотить на практике?– Когда я говорю, что стандарт нерационален, я имею в виду то, что есть разные идеалы познания. Известный философ Мераб Мамардашвили доказал, что идеал рациональности присущ только мышлению классического времени. Сейчас другое время. Поэтому когда я говорю, что стандарт отвечает постмодернистской эпохе, это означает, что он является ресурсом для развития личности человека. И тогда он нерационален совсем не в отрицательном смысле слова. Стандарт – это норма необходимого разнообразия. Тем самым в стандарте уже заложены тенденции к развитию, а не только тенденции к сохранению. Я это считаю делом своей жизни, и в моей последней книге «Оптика просвещения» я четко показываю единство тенденций к изменению и сохранению в проектах стандарта, которые вошли в российскую реальность. Эти проекты созданы, и попытки вернуть все к стандартам 1996 года – ЗУНовским, адаптивным, – с моей точки зрения, обречены на неудачу.
– Как разрушить традиции и стереотипы воспитателей и родителей, которые убеждены, что главная цель дошкольного образования – это подготовка к школе, а не свободное развитие ребенка?– Я избегаю слова «разрушение», поскольку оно носит очень эмоциональный, негативный оттенок.
Родители поймут, что развитие свободного ребенка, а не адаптанта, – это путь к его успеху. Произойдет ли это завтра утром – сомневаюсь. Но мы предлагаем проекты, которые становятся реальностью не за один час. Смена ценностей – это всегда медленный эволюционный процесс, но эта задача успешно решается в стандарте дошкольного образования. В нем поддержка разнообразия ребенка стала ключевой линией. Я очень благодарен коллегам, которые вместе со мной разрабатывали этот стандарт.
Впервые принцип поддержки разнообразия как ключевую идею стандарта мы обсуждали с вице-премьером российского правительства Ольгой Голодец, а это идеология вариативности, и она проходит через все стандарты. Но достигает своей кульминации в дошкольном стандарте и достигнет своего апогея в программах дополнительного образования, нацеленных на индивидуальное развитие детей, подростков и молодежи.
– Для смены ценностей потребуется много времени, а стандарт «дошколки» введен уже сейчас. Не будут ли педагоги профанировать его реализацию?– Риск того, что новый стандарт будет надевать старые одежды, безусловно, существует. Этот риск касается любой инновации, с которой мы имеем дело, но вместе с тем даже профанирование – это имитация ценностей данного стандарта. Для меня крайне важно, что многие воспитателибыли готовы к стандарту дошкольного образования. Почему я так считаю? За педагогикой дошкольного детства всегда стояла идеология работ Л.С. Выготского, А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. Ключевые программы, которые существовали в Советском Союзе, были написаны Н.Н. Поддъяковым, учеником Д.Б. Эльконина и А.В. Запорожца. Таким образом, в них был заложен потенциал, и мы начинаем не на пустом месте, а строим будущее на идеях наших великих учителей, а это резко уменьшает риски профанации и имитации.
Жаклин Чанг и Ричард Чанг, представители дошкольного учреждения Церкви Святого Якова (Сингапур)
Мы учимся у всего мираК развитию дошкольного образования сейчас приковано внимание всего мирового профессионального сообщества. В разных странах разрабатываются критерии качества дошкольных образовательных программ, подготовки педагогов, развивающей среды в дошкольных учреждениях.Не стал исключением и Сингапур. В стране существует Департамент раннего развития детей, который занимается такими вопросами, как оценка качества дошкольного образования, соответствие его государственным задачам, материальное обеспечение детских садов, повышение квалификации педагогов. В последние годы Сингапур принял участие в нескольких международных исследованиях качества дошкольного образования, по результатам которых он занимает 29-е место в рейтинге 45 стран. Определенные проблемы были выявлены в сфере управления детскими садами. В связи с этим правительство Сингапура поставило три задачи: обеспечить доступность, прозрачность и качество дошкольного образования и выделило деньги на эти цели.
Речь о Сингапуре зашла не случайно. В этом году на традиционную весеннюю «Эврику» прибыли Жаклин Чанг и Ричард Чанг, представители дошкольного учреждения Церкви Святого Якова. И мы не могли не задать им несколько вопросов.
– Существует ли в Сингапуре стандарт дошкольного образования?Жаклин Чанг: – В Сингапуре есть специально разработанная программа образования для дошкольных учреждений, которая дает свободу учителям и учреждениям дошкольного образования в выборе направлений и подходов.
– Говорят ли у вас о присмотре и уходе в дошкольном образовании? Отделяют ли эти понятия от образовательной деятельности, как это делается в России?
Жаклин Чанг: – У нас единый, комплексный подход к воспитанию личности. Мы готовим детей к тому, чтобы они стали настоящими гражданами своей страны, людьми, полезными для своей семьи и для общества. Дать ребенку как можно больше знаний не входит в наши задачи. Для нас интереснее наблюдать за процессом обучения ребенка, а не говорить, как и что ему в данный момент делать. Важнее, когда ребенок, пройдя все ступени развития, понимает, что он является частью этого мира, видит все то, что происходит вокруг него, и осознает, что может принимать участие в различных решениях. Например, ребенок получает информацию обо всем, что происходит вокруг: в детском саду, в школе и за их пределами – в стране, в мире, и понимает свою ответственность за происходящее и за то, что он может что-то изменить. Сегодня не столь важна информация, сколько умение работать с ней. Именно поэтому особое значение в современном мире приобретает способность мыслить. Развитие навыков критического мышления связано с умением воспитателя задавать вопросы и организовывать содержательную дискуссию. В рамках формирования критического мышления с детьми обсуждаются пути «добычи» информации; анализируется их собственная деятельность; формируются общеинтеллектуальные и метакогнитивные навыки.
– С какими навыками и умениями ребенок должен прийти в сингапурскую школу? Должен ли он читать, считать, писать?Жаклин Чанг: – В дошкольном образовании мы уделяем больше внимания общему развитию, чем академическим знаниям. Прежде всего ребенок должен четко понимать, что хорошо, а что плохо, уметь играть со своими сверстниками, уступать им в каких-то спорных моментах, давать возможность другому ребенку быть первым, уважать окружающих. Дети должны уметь договариваться и общаться. Это те базовые навыки, которые мы в них воспитываем до школы. Но, кроме того, мы обучаем своих детей чтению, письму, грамоте, счету.
– То есть в школу они приходят уже подготовленными? Школа требует, чтобы они были такими?Жаклин Чанг: – Формально нет. Но на деле выходит, что большинство детей готовы в школе. Даже если в детском саду не много внимания уделяют урокам и академической составляющей, родители проявляют большую озабоченность и просят воспитателей научить детей читать и писать.
Ричард Чанг: – На практике начальная школа все-таки ждет от нас подготовленных детей.
Жаклин Чанг: – В последнее время начальная школа заинтересована в развитии эмоциональных и социальных навыков у детей.
Ричард Чанг: – В соответствии с последними разработками и требованиями Министерства образования детей, которые приходят в первый класс, учителя должны сначала постепенно адаптировать к школе, и только после этого подготовительного этапа начинать обучение в полном смысле этого слова.
– Сейчас в России много говорят о том, что из детских садов исчезла игровая деятельность. Дети разучились играть. В Сингапуре все иначе?Жаклин Чанг: – Это глобальная проблема многих стран, поскольку мир очень быстро развивается, и у детей на руках много разных гаджетов, которые отвлекают от игры. Многие исследования показывают, что детям необходимо уметь играть, потому что благодаря этому ребенок развивается и познает мир. У детей должна быть возможность играть на улице, потому что они и так слишком много времени проводят в помещениях – в детском саду или дома с родителями, со всеми своими телефонами и компьютерами.
– А воспитатели могут научить играть?Жаклин Чанг: – Мы верим, что все происходит само собой, ведь дети по своей природе достаточно игривы. В детском саду у детей должно быть время и место для игры, и воспитатели не должны мешать. Да, они могут организовать среду, предоставить комфортные условия, наблюдать, в конце концов. Но свобода игры – это святое!
Правда, в последнее время в Сингапуре продвигается идея целевой игры. Что это такое? Это когда воспитатель сам мотивирует детей на игровую деятельность, ставя перед ними определенную цель. И чтобы достичь ее, надо пройти своего рода квест – любопытный, увлекательный, забавный, где-то даже смешной. Не секрет, что дети обучаются важным навыкам и получают знания именно через игровую деятельность.
– Зависит ли мотивация к обучению в начальной школе от дошкольного образования? Или только от учителя начальной школы?Жаклин Чанг: – Образование – длительный процесс, и человек в течение жизни постоянно чему-то учится. Учитель, конечно, должен мотивировать ребенка, но и ребенок сам должен воспитывать и формировать эту мотивацию в себе.
В нашем детском саду мы вместе с детьми выполняем какие-то проекты, чаще всего групповые: мы считаем, что совместная деятельность сближает детей, педагогов, родителей.
Ричард Чанг: – Это направление поддерживается и в начальной школе.
Жаклин Чанг: – Однажды воспитатель в нашем детском саду заметила, что среди выпускников есть дети, которые с радостью готовы идти в школу, а некоторые переживают, что им придется покинуть детский сад, сомневаются и напуганы предстоящими переменами. Пришлось организовать совместный проект, для того чтобы осознать переход из детского сада в начальную школу, избежать стресса и подготовить детей к смене обстановки. Учителя и родители были удивлены, что получилось в результате проекта. Что интересно – мы заметили, что детям нравится выражать свои мысли и чувства.
– Приходилось ли вам бывать в российских детских садах? Чем, по-вашему, они отличаются от сингапурских?Жаклин Чанг: – Нам удалось побывать в одном московском детском саду. Нам сказали, что это типичная модель российского детского сада, так что я не знаю, могу ли я сравнивать его с другими дошкольными учреждениями. Мы в детском саду используем программу, которая основывается на российском подходе, поэтому, конечно, увидели много общего. Особенно в части модульных занятий и развития коммуникативных способностей детей.
Мы пытаемся учиться у всего мира, искать и использовать разные направления (даже в Сингапуре их немало), следовать каким-то новым тенденциям, а потом пытаемся сложить это все в один котел, смешать и сварить одно блюдо, адаптируя «рецепт» с учетом особенностей своей национальной «кухни». А дальше уже дело вкуса: нравится вам или нет, подходит или не подходит, а может, к чему-то появляется аллергия и явное неприятие...
Беседовала Олеся Салунова<!--dle_leech_begin-->[url=https://tovievich.ru/engine/go.php?url=aHR0cDovL3ZvZ2F6ZXRhLnJ1Lw%3D%3D]Электронная газета "Вести образования". № 10 (93) от 20 мая 2014 г[/url]<!--dle_leech_end-->.
На развитие сайта