Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Дошкольник в пространстве будущего

Дошкольник в пространстве будущего

  • Закладки: 
  • Просмотров: 2 480
  • печатать
  •  
    • 0


Фото с сайта <!--dle_leech_begin-->[url=https://tovievich.ru/engine/go.php?url=aHR0cDovL3ZvbG9nZGEtcG9ydGFsLnJ1Lw%3D%3D]www.vologda-portal.ru[/url]<!--dle_leech_end-->.


В конце апреля состоялась очередная конференция инновационной образовательной сети «Эврика». Тема - "Ребенок в пространстве будущего". Естественно, что на конференции не были обойдены проблемы дошкольного образования. О них - две публикации со страниц <!--dle_leech_begin-->[url=https://tovievich.ru/engine/go.php?url=aHR0cDovL3ZvZ2F6ZXRhLnJ1Lw%3D%3D]электронной газеты "Вести образования"[/url]<!--dle_leech_end-->.

Дошкольник в пространстве будущего


Александр Асмолов, академик РАО, директор ФИРО
Суд над вариативностью — явление прошлое


«В какие бы одежды ни рядились инквизиторы нового времени, все равно суд над вариативностью, как и сжигание книг, как и преследование новых идей – это явление прошлое», – убежден руководитель рабочей группы по созданию стандарта дошкольного образования, директор Федерального института развития образования Александр Асмолов.

– Александр Григорьевич, отказ от вариативности стал болевой, насущной проблемой сегодня. Недавно в Государственной думе проходил круглый стол по учебникам истории, и меня удивило то, что вариативность, либерализм, демократия стали практически ругательными словами. Как получилось, что мы совершили такой откат в прошлое и отказались от того, к чему много лет стремились?

– Критика вариативности – это сегодняшняя реальность. Тем не менее я считаю эти попытки наивными и несостоятельными прежде всего потому, что невозможно повернуть историю вспять, невозможно вернуться в прошлое. Те, кто говорит, что вариативность мешает учителю, правы, но они тогда должны добавить, что вариативность мешает учителю, который не умеет думать. А все образование нацелено на то, чтобы учитель, так же как ученик, имел выбор для конструирования возможностей развития. И в сегодняшнем сетевом мире, когда все меняется, другого пути нет.

Именно вариативность выступает поддержкой разнообразия. Тенденция к сохранению разнообразия во все времена существует, но в то же время во все времена появляются «охотники на ведьм», которые вариативность называют «ведьмой XXI века». Я им сочувствую. В какие бы одежды ни рядились инквизиторы нового времени, все равно суд над вариативностью, как и сжигание книг, как и преследование новых идей – это явление прошлое. Я знаю, что такие явления существуют, но я верю, что они не изменят ключевых принципиальных тенденций развития образования в современном мире. Ни в России, ни в США, ни в Европе, ни в Сингапуре.

– Вы сами говорили, что стандарт дошкольного образования нерационален. Тогда как его можно воплотить на практике?

– Когда я говорю, что стандарт нерационален, я имею в виду то, что есть разные идеалы познания. Известный философ Мераб Мамардашвили доказал, что идеал рациональности присущ только мышлению классического времени. Сейчас другое время. Поэтому когда я говорю, что стандарт отвечает постмодернистской эпохе, это означает, что он является ресурсом для развития личности человека. И тогда он нерационален совсем не в отрицательном смысле слова. Стандарт – это норма необходимого разнообразия. Тем самым в стандарте уже заложены тенденции к развитию, а не только тенденции к сохранению. Я это считаю делом своей жизни, и в моей последней книге «Оптика просвещения» я четко показываю единство тенденций к изменению и сохранению в проектах стандарта, которые вошли в российскую реальность. Эти проекты созданы, и попытки вернуть все к стандартам 1996 года – ЗУНовским, адаптивным, – с моей точки зрения, обречены на неудачу.

– Как разрушить традиции и стереотипы воспитателей и родителей, которые убеждены, что главная цель дошкольного образования – это подготовка к школе, а не свободное развитие ребенка?

– Я избегаю слова «разрушение», поскольку оно носит очень эмоциональный, негативный оттенок.

Родители поймут, что развитие свободного ребенка, а не адаптанта, – это путь к его успеху. Произойдет ли это завтра утром – сомневаюсь. Но мы предлагаем проекты, которые становятся реальностью не за один час. Смена ценностей – это всегда медленный эволюционный процесс, но эта задача успешно решается в стандарте дошкольного образования. В нем поддержка разнообразия ребенка стала ключевой линией. Я очень благодарен коллегам, которые вместе со мной разрабатывали этот стандарт.

Впервые принцип поддержки разнообразия как ключевую идею стандарта мы обсуждали с вице-премьером российского правительства Ольгой Голодец, а это идеология вариативности, и она проходит через все стандарты. Но достигает своей кульминации в дошкольном стандарте и достигнет своего апогея в программах дополнительного образования, нацеленных на индивидуальное развитие детей, подростков и молодежи.

– Для смены ценностей потребуется много времени, а стандарт «дошколки» введен уже сейчас. Не будут ли педагоги профанировать его реализацию?

– Риск того, что новый стандарт будет надевать старые одежды, безусловно, существует. Этот риск касается любой инновации, с которой мы имеем дело, но вместе с тем даже профанирование – это имитация ценностей данного стандарта. Для меня крайне важно, что многие воспитателибыли готовы к стандарту дошкольного образования. Почему я так считаю? За педагогикой дошкольного детства всегда стояла идеология работ Л.С. Выготского, А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. Ключевые программы, которые существовали в Советском Союзе, были написаны Н.Н. Поддъяковым, учеником Д.Б. Эльконина и А.В. Запорожца. Таким образом, в них был заложен потенциал, и мы начинаем не на пустом месте, а строим будущее на идеях наших великих учителей, а это резко уменьшает риски профанации и имитации.



Жаклин Чанг и Ричард Чанг, представители дошкольного учреждения Церкви Святого Якова (Сингапур)

Мы учимся у всего мира


К развитию дошкольного образования сейчас приковано внимание всего мирового профессионального сообщества. В разных странах разрабатываются критерии качества дошкольных образовательных программ, подготовки педагогов, развивающей среды в дошкольных учреждениях.

Не стал исключением и Сингапур. В стране существует Департамент раннего развития детей, который занимается такими вопросами, как оценка качества дошкольного образования, соответствие его государственным задачам, материальное обеспечение детских садов, повышение квалификации педагогов. В последние годы Сингапур принял участие в нескольких международных исследованиях качества дошкольного образования, по результатам которых он занимает 29-е место в рейтинге 45 стран. Определенные проблемы были выявлены в сфере управления детскими садами. В связи с этим правительство Сингапура поставило три задачи: обеспечить доступность, прозрачность и качество дошкольного образования и выделило деньги на эти цели.

Речь о Сингапуре зашла не случайно. В этом году на традиционную весеннюю «Эврику» прибыли Жаклин Чанг и Ричард Чанг, представители дошкольного учреждения Церкви Святого Якова. И мы не могли не задать им несколько вопросов.

– Существует ли в Сингапуре стандарт дошкольного образования?

Жаклин Чанг: – В Сингапуре есть специально разработанная программа образования для дошкольных учреждений, которая дает свободу учителям и учреждениям дошкольного образования в выборе направлений и подходов.

– Говорят ли у вас о присмотре и уходе в дошкольном образовании? Отделяют ли эти понятия от образовательной деятельности, как это делается в России?

Жаклин Чанг: – У нас единый, комплексный подход к воспитанию личности. Мы готовим детей к тому, чтобы они стали настоящими гражданами своей страны, людьми, полезными для своей семьи и для общества. Дать ребенку как можно больше знаний не входит в наши задачи. Для нас интереснее наблюдать за процессом обучения ребенка, а не говорить, как и что ему в данный момент делать. Важнее, когда ребенок, пройдя все ступени развития, понимает, что он является частью этого мира, видит все то, что происходит вокруг него, и осознает, что может принимать участие в различных решениях. Например, ребенок получает информацию обо всем, что происходит вокруг: в детском саду, в школе и за их пределами – в стране, в мире, и понимает свою ответственность за происходящее и за то, что он может что-то изменить. Сегодня не столь важна информация, сколько умение работать с ней. Именно поэтому особое значение в современном мире приобретает способность мыслить. Развитие навыков критического мышления связано с умением воспитателя задавать вопросы и организовывать содержательную дискуссию. В рамках формирования критического мышления с детьми обсуждаются пути «добычи» информации; анализируется их собственная деятельность; формируются общеинтеллектуальные и метакогнитивные навыки.

– С какими навыками и умениями ребенок должен прийти в сингапурскую школу? Должен ли он читать, считать, писать?

Жаклин Чанг: – В дошкольном образовании мы уделяем больше внимания общему развитию, чем академическим знаниям. Прежде всего ребенок должен четко понимать, что хорошо, а что плохо, уметь играть со своими сверстниками, уступать им в каких-то спорных моментах, давать возможность другому ребенку быть первым, уважать окружающих. Дети должны уметь договариваться и общаться. Это те базовые навыки, которые мы в них воспитываем до школы. Но, кроме того, мы обучаем своих детей чтению, письму, грамоте, счету.

– То есть в школу они приходят уже подготовленными? Школа требует, чтобы они были такими?

Жаклин Чанг: – Формально нет. Но на деле выходит, что большинство детей готовы в школе. Даже если в детском саду не много внимания уделяют урокам и академической составляющей, родители проявляют большую озабоченность и просят воспитателей научить детей читать и писать.

Ричард Чанг: – На практике начальная школа все-таки ждет от нас подготовленных детей.

Жаклин Чанг: – В последнее время начальная школа заинтересована в развитии эмоциональных и социальных навыков у детей.

Ричард Чанг: – В соответствии с последними разработками и требованиями Министерства образования детей, которые приходят в первый класс, учителя должны сначала постепенно адаптировать к школе, и только после этого подготовительного этапа начинать обучение в полном смысле этого слова.

– Сейчас в России много говорят о том, что из детских садов исчезла игровая деятельность. Дети разучились играть. В Сингапуре все иначе?

Жаклин Чанг: – Это глобальная проблема многих стран, поскольку мир очень быстро развивается, и у детей на руках много разных гаджетов, которые отвлекают от игры. Многие исследования показывают, что детям необходимо уметь играть, потому что благодаря этому ребенок развивается и познает мир. У детей должна быть возможность играть на улице, потому что они и так слишком много времени проводят в помещениях – в детском саду или дома с родителями, со всеми своими телефонами и компьютерами.

– А воспитатели могут научить играть?

Жаклин Чанг: – Мы верим, что все происходит само собой, ведь дети по своей природе достаточно игривы. В детском саду у детей должно быть время и место для игры, и воспитатели не должны мешать. Да, они могут организовать среду, предоставить комфортные условия, наблюдать, в конце концов. Но свобода игры – это святое!

Правда, в последнее время в Сингапуре продвигается идея целевой игры. Что это такое? Это когда воспитатель сам мотивирует детей на игровую деятельность, ставя перед ними определенную цель. И чтобы достичь ее, надо пройти своего рода квест – любопытный, увлекательный, забавный, где-то даже смешной. Не секрет, что дети обучаются важным навыкам и получают знания именно через игровую деятельность.

– Зависит ли мотивация к обучению в начальной школе от дошкольного образования? Или только от учителя начальной школы?

Жаклин Чанг: – Образование – длительный процесс, и человек в течение жизни постоянно чему-то учится. Учитель, конечно, должен мотивировать ребенка, но и ребенок сам должен воспитывать и формировать эту мотивацию в себе.

В нашем детском саду мы вместе с детьми выполняем какие-то проекты, чаще всего групповые: мы считаем, что совместная деятельность сближает детей, педагогов, родителей.

Ричард Чанг: – Это направление поддерживается и в начальной школе.

Жаклин Чанг: – Однажды воспитатель в нашем детском саду заметила, что среди выпускников есть дети, которые с радостью готовы идти в школу, а некоторые переживают, что им придется покинуть детский сад, сомневаются и напуганы предстоящими переменами. Пришлось организовать совместный проект, для того чтобы осознать переход из детского сада в начальную школу, избежать стресса и подготовить детей к смене обстановки. Учителя и родители были удивлены, что получилось в результате проекта. Что интересно – мы заметили, что детям нравится выражать свои мысли и чувства.

– Приходилось ли вам бывать в российских детских садах? Чем, по-вашему, они отличаются от сингапурских?

Жаклин Чанг: – Нам удалось побывать в одном московском детском саду. Нам сказали, что это типичная модель российского детского сада, так что я не знаю, могу ли я сравнивать его с другими дошкольными учреждениями. Мы в детском саду используем программу, которая основывается на российском подходе, поэтому, конечно, увидели много общего. Особенно в части модульных занятий и развития коммуникативных способностей детей.

Мы пытаемся учиться у всего мира, искать и использовать разные направления (даже в Сингапуре их немало), следовать каким-то новым тенденциям, а потом пытаемся сложить это все в один котел, смешать и сварить одно блюдо, адаптируя «рецепт» с учетом особенностей своей национальной «кухни». А дальше уже дело вкуса: нравится вам или нет, подходит или не подходит, а может, к чему-то появляется аллергия и явное неприятие...

Беседовала Олеся Салунова

<!--dle_leech_begin-->[url=https://tovievich.ru/engine/go.php?url=aHR0cDovL3ZvZ2F6ZXRhLnJ1Lw%3D%3D]Электронная газета "Вести образования". № 10 (93) от 20 мая 2014 г[/url]<!--dle_leech_end-->.


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Поздравление министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова с Днем работника дошкольного образования
27-09-2013
Поздравление

Поддержим проект стандарта дошкольного образования содержательным обсуждением
18-06-2013
Поддержим проект

14 июня 2013 г. в пресс-центре РИА Новости
Проект ФГОС дошкольного образования представлен на обсуждение
14-06-2013
Проект ФГОС

Дошкольное образование - это не только детские сады, но начинать решать его проблемы надо с них
02-12-2010
Дошкольное

Информация к разным размышлениям. Как и где учиться до школы?
08-02-2006
Информация к разным

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Декабрь 2017 (32)
Ноябрь 2017 (48)
Октябрь 2017 (54)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх