Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Первое и последнее

Первое и последнее

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 999
  • печатать
  •  
    • 0


Сегодня свет увидел последний номер газеты "Первое сентября".

Страна уже давно живет по В.Войновичу: в режиме инверсии первичного и вторичного. Но все-таки вторичное должно какое-то время побыть просто первичным, чтобы стать вторичным первичным.

С первым и последним – наоборот. У Ленина все-таки «каждая кухарка должна научиться управлять государством» (между прочим, фактически модель западной демократии). «Должна научиться», а не «будет»… «От рабочего – до министра» - путь испытаний, инициаций, которые выдерживали не все. Да и вначале был «рабочий» - т.е. уже далеко не последний.

Сейчас все последнее – сходу первое. Свято место нынче «пусто» почти всегда. Современные физики, правда, успокаивают: даже вакуум – штука сложная и структурирования. Ну да, сложностей от разросшихся баобабами Экзюпери структур стране не занимать. В таком мире уже «Первое сентября» звучит с оттенком насмешки. А сейчас за насмешки над учителями будут наказывать по закону. Сами отразить не смогут – тем более, при полностью затоптанных государством профессиональных свободах и правах.

Газета ведь не обличала, не бичевала, не бурлила оппозиционной яростью (слишком часто перерастающей в истерику, чтобы потом добиваться взаимопонимания и, как следствие, понимания сути дела, которое, хочешь того или нет, всегда делается вместе). Она просто писала о первых и лучших и о праве каждого учителя стать таким.

Первые и лучшие останутся, и где-то обязательно заявят о себе и без газеты. Но газета обращалась прежде всего к тем, кто «право имеет». А теперь – как бы и не имеет. И потому перестали быть массовым (не люблю этого слова – удобная «административно-социологическая» иллюзия) адресатом.

Конечно, права и свободы не являются монопольной сферой государственного регулирования. Они принадлежат даже не профессионалу, а личности, которая найдет свой неповторимый способ удержать их. Но газета не ведет приватных бесед, она говорит со всеми…

Все пытаюсь, честно пытаюсь, оправдать для себя это «первое и последнее». И чего-то не хватает. Возможно – только мне.

Впрочем, не могу не уважать решения газеты, которую любил и с которой дружил.

В чем заверяю и сейчас.

Владимир Кудрявцев


Одна из моих статей, опубликованная в газете 3 года назад, правда, под другим названием.


Владимир Кудрявцев

Об универсальном образовании и зайцах на барабане


Однажды, когда мне было лет 12-13, отец повел меня в Большой театр на оперу. Уже и не помню, что мы слушали. Зато хорошо помню, как, сидя в ложе, все три отделения, я терзался одним-единственным вопросом. А все дело в том, что в оркестровой яме примерно раз в полчаса вставал человек во фраке и громко ударял в большие тарелки. Рядышком другой такой же человек, уже, не вставая, бил в тарелки размером поменьше, но зато делал это почаще. В антракте я набросился на отца с расспросами: мол, как так, небось, эти двое консерваторию или, как минимум, музыкальное училище оканчивали… и только для того, чтобы в какой-то момент разок стукнуть в тарелки?! Я этого решительно не мог понять. Отец, таинственно улыбаясь, посмотрел на меня и сказал: «А как ты думаешь, почему они сидят там, в оркестровой яме величайшего музыкального театра мира, а мы с тобой – здесь, в ложе?»… Тогда я не воспринял его вопрос как подсказку, скорее, наоборот, дополнительно озадачился. Но это дополнительное озадачивание в итоге позволило мне позже «поймать» подсказку.

Стоят ли годы, проведенные в консерватории, одного удара в тарелки? Вопрос – детский, а проблема, которая прячется, за ним - вполне взрослая. Скажу больше: в предлагаемом ныне свыше способе ее решения и коренится основа разрушения нашей системы образования. …В консерватории нет «класса тарелок», но есть класс ударных. Тот, кто его окончил, сможет сыграть и на больших, и на маленьких тарелках. И на разных барабанах, за которыми в оркестровой яме сидели другие люди. Имея за плечами консерваторию, все эти музыканты могут легко заменить друг друга в оркестре.

Но ведь не только замены ради на случай необходимости они прошли консерваторскую подготовку. В консерватории они погрузились внутрь мировой музыкальной культуры и одновременно поднялись к ее вершинам, освоили многообразные стили и жанры музыки, совершенствовались в различных технических премудростям вроде чтения с листа самых сложных партий… Уровень их музыкального образования не ниже, чем у альтистов или виолончелистов, – все они получали его в стенах консерватории. Да, один удар в полчаса! Но он звучит не как какофонический грохот, а как органичный момент развития темы. Более того, - как его кульминация, в момент которой громом разряжается вся накаленная до предела полифония оркестрового звучания, - тема (или ее фрагмент) получает завершенность. Ударные задает ритмическую разметку, размерность произведения. Вспомните хотя бы партии ударных в произведениях Рихарда Вагнера и сразу услышите это…

Значит, просто «грохнуть», сколь бы элементарным сие ни казалось бы тогда наивному отроку, увы, не получится. В звуке тарелок – выражение высочайшего профессионализма, который сформировался на базе универсального музыкального образования.

…Отца уже давно нет. Но мне почему-то кажется, что он принял бы мое взрослое решение моего же детского вопроса. Ведь он был одним из создателей теории проблемного обучения, которое ставило своей целью развивать в школе и после школы умение мыслить глубоко и широко, продуктивно и самостоятельно.

И едва ли мое решение примут «модернизаторы» российского образования. По их мнению, главное - как раз то самое «грохотание» при точечном попадании в правильный тестовый ответ, которое не требует особой фундаментальности и универсальности. Только, вот, и Зайца можно играть на барабане. Как говаривал герой фильма «Бриллиантовая рука»,

«Сеня, про зайцев, это – не актуально». Так то были солнечные шестидесятые. А сегодня, увы, даже очень актуально…


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Закат романтической педагогики
15-06-2014
Закат романтической

Как уже сообщалось, 30 июля читатель раскроет
"Первое сентября": прощание с газетой
12-06-2014
"Первое сентября":

Российское образование запомнит свой короткий век
 Владимира Кудрявцев - участникам I Международного образовательного Форума (Украина, Запорожье, 5-7 мая 2010 г.)
05-05-2010
Владимира

Владимир Кудрявцев. Об универсальном образовании и зайцах на барабане
10-01-2009
Владимир Кудрявцев.

Информация к размышлению. «Предшкольное образование»: мнение  из-за рубежа
27-09-2005
Информация к

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Декабрь 2017 (21)
Ноябрь 2017 (47)
Октябрь 2017 (54)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх