Василий Аксенов и Алексей Козлов.
"Принято считать, что истекающий век оказался самым жестоким, а из этого следует, что человек стал большим зверем. Мы убиваем больше себе подобных, чем в прежние века, а, стало быть, и жестокость человека нарастает. Тут, однако, вступает в действие таинственный парадокс. Посмотрите на древние века, когда убивали меньше, чем в XX веке. Почитайте хроники Иосифа Флавия, особенно сцены осады Иерусалима когортами Титуса. Что они творили друг с другом, те римляне и иудеи: вспарывали животы в поисках золотых монет и так оставляли, перерубали шейные мышцы, сосуды, связки и позвонки, распиливали на перекладинах, тоже вроде бы для устрашения, - но все это скорее для развлечения войск. Холодное острое оружие - а другого тогда не знали за исключением малоэффективных катапульт - предусматривало прямое врубание своим лезвием в тело врага. Люди не могли не звереть от этих дел.
Огнестрельное оружие увеличило число жертв, но парадоксально снизило градус зверства. Человек передал часть своей ярости пуле, ядру, потом авиабомбе и ракете. Похоже на то, что с ростом военной технологии жестокость человека уменьшается. Летчик, нажимающий кнопки запуска, не вопит от сладострастного бешенства, он играет в электронную игру, он не жесток" (Василий Аксенов, писатель).
Сквозь историю смертоубийственных войн протягивается "развлекательно-игровой" лейтмотив. А в их новейшей истории звучит сексуально-нарциссический мотив, как скажет тот же автор в другом месте того же произведения (романа "Кесарево свечение"): ополченцы с татуированными конечностями и не покрытыми касками головами, чтобы продемонстрировать телекамерам прически и банданки, влюблены в свой молодой пол и огнедышащие стволы. И даже "обезоруживают" пленного противника кастрацией, как это нередко бывало в Чечне и Косово. Впрочем, сексуально-нарциссический мотив различался и раньше, он - атрибут военной агрессии. Но именно сейчас эта гиперкомпенсация веками накопленной гендерной неполноценности стала лейтмотивом - в дополнение к "развлекательно-игровому", в созвучие с ним, до полного слияния.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта