Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Олег Смолин: Необходимо создать группу по дебюрократизации и упрощению образовательного законодательства

Олег Смолин: Необходимо создать группу по дебюрократизации и упрощению образовательного законодательства

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 372
  • печатать
  •  
    • 0


Выступление депутата ГД Олега Смолина на Внеочередном съезд Российского союза ректоров. 10.07.2014. Москва

Уважаемый съезд, уважаемый президиум!

Пять лет назад, выступая в этом зале, я начал с известной шутки: не так страшен кризис, как антикризисные меры. Шутка во многом подтвердилась. Сейчас мы, к сожалению, опять находимся в сложной ситуации, Дмитрий Медведев говорит, что положение в экономике «кисляк», но я хотел бы оптимистически заметить, что во всех кризисных ситуациях Российский союз ректоров и его лидер, Виктор Антонович Садовничий, сыграли, без преувеличения, выдающуюся роль в защите нашего образования. Очень хочется надеяться, коллеги, что и дальше вы будете играть такую же роль и с тем же лидером.

Теперь несколько слов вот о чем. Со времен Гегеля было известно, что средства бывают важнее цели. Еще опаснее, когда цели подменяются в процессе реализации. Вот пять примеров на тему «Цели и средства».

Пример первый, уважаемые коллеги. Нами поставлена правильная цель – усиление государственного регулирования в системе образования. Однако на практике я вижу колоссальнейшую бюрократизацию образовательной системы. Председатель Общественного совета при Минобрнауки Евгений Ямбург говорит, что школа все больше превращается в место, где дети и педагоги мешают администрации работать с документами.

От знакомого ректора я слышу, что в 90-х годах вуз работал без юриста, а сейчас не справляется целое юридическое управление. А мой друг, директор школы, который работал прежде и теперь, утверждает, что бумагооборот вырос, примерно, в сто раз.

Увы, коллеги, недавно Государственная Дума приняла очередной закон о независимой оценке качества образовательных услуг. Готовьтесь, это помимо лицензирования, аккредитации, контроля, мониторинга, проверок Пожнадзора, проверок Роспотребнадзора и так далее, и так далее, у вас ещё будет независимая оценка качества.

Моё предложение – создать совместно Министерству, Союзу ректоров, парламентским комитетам группу по дебюрократизации образовательного законодательства и его упрощению.

Вторая абсолютно правильная цель – это качество образования, уважаемые коллеги. Однако, на мой взгляд, в процессе её реализации произошла подмена. Вопрос о качестве подменен вопросом о закрытии одной трети вузов. Я берусь утверждать, вопреки прозвучавшему здесь мнению, на мой взгляд, эта цель ложная.

Я напомню. Соединенные Штаты Америки создали уже около трех тысяч университетов. Норвегия объявила своей национальной идеей – Норвегия открывает университеты. Неужели нашей национальной целью будет – Россия закрывает университеты?

Да, коллеги, есть вузы и филиалы, которые нужно закрыть. Но вот решение закрыть Калининградский филиал в одном вузе, который дает не юристов, экономистов, который дает 20% для региона специалистов в области высоких технологий, на основании мониторинга.

Вот другой пример. Город Конаково, соответственно, было семь вузовских филиалов, теперь не будет ни одного. При этом остается один колледж. Прокурор с тревогой говорит о том, что он ожидает всплеска преступности, потому что работы нет – непонятно, куда девать молодежь.

Я абсолютно солидарен с Виктором Антоновичем, что рейтинги вещь важная, но молиться о них не следует. Понимаете, когда сравнивают бюджеты российских вузов, например, с Гарвардом, у которого бюджет на уровне целой Российской академии наук, я думаю, что людоедка Эллочка не обязательно должна соревноваться с миллионершей.

Повышение рейтингов должно быть естественным результатом, а не специальным мероприятием – это будет гораздо более правильным.

Далее, уважаемые коллеги. Теперь по поводу средств. Одно из главных средств реализации этой цели – мониторинг. В апреле на Правлении Российского союза ректоров я сформулировал тринадцать предложений. Пять из них совпадали, как не без иронии заметил Виктор Антонович, с предложениями Ярослава Ивановича Кузьминова. Но если два представителя таких разных политических направлений, как Смолин и Кузьминов, предлагают примерно одно и то же, это ж явно не политические предложения, это явно профессиональные предложения. К сожалению, ни одно из них не было принято. Как не были учтены и рекомендации парламентских слушаний, которые мы специально проводили по мониторингу вузов.

Я воспроизведу только некоторые предложения, уважаемые коллеги.

Первое. Дмитрий Викторович с этим соглашался. Применять критерии балла ЕГЭ только по группам вузов и не региональным, а профессионально.

Второе. Конечно, страдают несовершенством науковедческие критерии, наукометрические, но измерять науку в рублях – это за пределами всякого смысла.

Обязательно учитывать социальную миссию вузов. Вузы, которые учат инвалидов и детей-сирот, детей из числа малых народов Севера и так далее, они оказываются заведомо в проигрышном положении.

Обязательно учитывать фактор электронного обучения. Зачем московскому вузу 14 кв. метров на студента из Владивостока? Понять этого невозможно, уважаемые коллеги.

Да, мы абсолютно солидарны с тем, что нужно требовать равных образовательных, подчеркиваю, образовательных результатов государственных и негосударственных вузов. Качество образования должно быть на одном уровне. Но как можно требовать одинаковых финансовых и экономических результатов, когда одним государство деньги дает, а другим - нет; одним дает здания, другим - нет; одним возвращает часть налогов, другим – нет. Мы считаем, негосударственные вузы должны иметь особое положение.

Ну и конечно, коллеги, надо отказаться от существующего принципа подведения итогов.

Понимаете, что происходит? С каждым мониторингом отсекаются вузы с так называемыми признаками неэффективности, затем, соответственно, из оставшихся вузов высчитываются средние показатели, и так мы придем к тому, что у нас вообще не останется в стране эффективных вузов.

Кстати, по оценкам Владимира Алексеевича Зернова, которому, конечно, правильно было бы дать слово, наверно, половина ведущих вузов в мире – это вузы, по нашим критериям, неэффективные.

Третья правильная цель – это независимая оценка качества образования. Цель была подменена Единым государственным экзаменом с тестоподобными заданиями. Я рад слышать от своих вчерашних оппонентов, что ЕГЭ не учит детей читать, писать и говорить. Думаю, что по гуманитарным предметам не очень учит и думать, но самое интересное вот что.

Мне всегда приятно поддержать, когда могу, министра образования и науки. Я поддерживаю предложение исключить тестоподобные задания из ЕГЭ, ввести элементы устного экзамена и вернуть в школу сочинения, но, не без иронии, хочу заметить, что недавно большинство Государственной Думы с подачи правительства отклонило наш законопроект, который содержал эти идеи, уже теперь высказанные министром образования и науки.

Четвертая позиция – это развитие электронного обучения. Недавно в Думе были специальные парламентские слушания. Эта задача задана Законом об образовании. Это вопрос национальной безопасности.

Здесь мы говорили – в мире происходит отчаянная борьба за человеческий капитал.

Недавно, встречаясь с Дмитрием Олеговичем Рогозиным, я начал с того, что он, наверно, знает и без меня. Полтора века назад мы проиграли крымскую войну. Имея большое население, патриотическую армию, прекрасных полководцев типа Нахимова и Истомина, может быть, лучшего в мире солдата, проиграли по технологической отсталости.

Вопрос электронного обучения прямо связан с сохранением передовых технологических позиций для нашей страны. Закон об образовании дает достаточные возможности для его развития. Подзаконные акты ставят наши вузы, которые этим занимаются, в проигрышное положение, по сравнению с конкурентами. Мы искусственно загоняем наших студентов на ту же самую Courser(у), а через неё развиваем человеческий потенциал там, у них, а не здесь, у нас.

Наше предложение. Мы предлагаем создать совместную рабочую группу Экспертного совета Комитета Государственной Думы, Министерства образования и науки, Российского союза ректоров и, соответственно, Рособрнадзора для проработки законодательства. Не надо ставить свои вузы в проигрышное положение.

Пятое и последнее. Абсолютно правильная цель – повышение заработной платы. Я имею в виду майские указы президента. Абсолютно правильная по многим причинам, в том числе потому, что, согласно американскому исследованию, заработная плата российского профессора из 28 исследованных стран оказалась на 27-ом месте. Его зарплата ниже, чем в Нигерии и Эфиопии.

Александр Борисович Повалко, выступая на комитете, сказал, что примерно 50% указов выполняются за счет федерального бюджета, а 50% - за счет собственных средств вузов. Бюджет 2014-2016 годов это не подтверждает. Как справедливо говорил Вячеслав Алексеевич, рост расходов на высшее образование там ниже инфляции, примерно в 2 раза. Ректоры говорят, что большую часть указов приходится исполнять за счет собственных средств. Счетная палата тоже говорит, что бюджет этого не позволяет.

Наше предложение. Хотя бы на 80% обеспечить исполнение указов президента за счет федерального бюджета. Уж 20%, может быть, как-то найдут российские вузы.

И последнее, уважаемые коллеги. Все мы помним знаменитую фразу: знание – сила. Но есть ещё более глубокая фраза, из древнего Евангелия: знание – свобода. Я очень хочу надеяться, что совместными усилиями всех сил, заинтересованных в развитии нашего образования, в особенности Российского союза ректоров во главе с его президентом Виктором Садовничим, мы сможем сделать наше образование более свободным и более социальным.

Спасибо.

www.smolin.ru


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Олег Смолин. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
11-03-2013
Олег Смолин. О

Дан старт обсуждению проекта закона «Об образовании в Российской Федерации»
27-09-2010
Дан старт

23 сентября в Москве, в Современной гуманитарной
В статью 55 Закона «Об образовании» вносятся изменения
15-05-2010
В статью 55 Закона

О реорганизации российских вузов и ожидаемых результатах (депутатский запрос и ответ на него)
14-04-2010
О реорганизации

Акция с Законом об автономных учреждениях провалилась, на очереди его «младший брат»
11-02-2010
Акция с Законом об

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Декабрь 2017 (25)
Ноябрь 2017 (47)
Октябрь 2017 (54)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх