Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

 
» » О развитии электронного обучения в России. Письмо депутата ГД Олега Смолина премьеру Дмитрию Медведеву

О развитии электронного обучения в России. Письмо депутата ГД Олега Смолина премьеру Дмитрию Медведеву

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 209
  • печатать
  •  
    • 0


1.10.2014

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Информационные и коммуникационные технологии в образовании развиваются стремительно: за последние два года в мире появились сотни организаций, предлагающих бесплатное обучение (многие тысячи курсов, сотни миллионов обучающихся, значительная часть которых российские граждане). Такие организации, как Coursera, Google, Гарвард объявили о намерениях создать электронные университеты на миллиард человек каждый. Это вызов развитию интеллектуального потенциала России и ее культуре. Если не предпринять серьезных мер, вероятными последствиями для Российской Федерации станут:

потеря национального образовательного рынка;

массовый отток капитала;

стремительное нарастание «утечки умов»;

угроза национальному образовательному суверенитету.

В такой ситуации, особенно в контексте последних международных событий, развитие электронного обучения в России становится важнейшей политической задачей. К такому выводу пришли и участники прошедших 19 мая 2014 года в Государственной Думе парламентских слушаний на тему: «Нормативное обеспечение реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».

Пункт 1 рекомендаций Парламентских слушаний (прилагаются) Министерству образования и науки Российской Федерации предполагает внесение изменений в нормативные правовые акты о лицензировании и аккредитации, снимающих необоснованные ограничения на деятельность образовательных организаций, которые реализуют образовательные программы исключительно с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, и учитывающих в полном объёме особенности применения ЭО и ДОТ.

В соответствии с частью 15 статьи 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» лицензионные требования должны учитывать особенности осуществления образовательной деятельности при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Однако образовательные организации высшего образования, осуществляющие электронное обучение, проходят лицензирование, государственную аккредитацию и участвуют в мониторинге эффективности так, как будто этого положения не существует. Это ставит их в неконкурентоспособное положение по отношению к зарубежным университетам, а российских граждан фактически выталкивает на зарубежные образовательные порталы типа Coursera.

Неразумно предъявлять к условиям реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения требования по наличию соответствующих площадей зданий, строений, сооружений, помещений, по наличию условий для организации питания и охраны здоровья обучающихся.

Пункт 1 рекомендаций Парламентских слушаний Правительству Российской Федерации предусматривает разработку и принятие государственной межведомственной программы по созданию и развитию индустрии электронного обучения. Аналогичные программы принимались во всех странах – лидерах этого направления в развитии современного образования (Республика Корея, скандинавские и другие европейские страны).
В большинстве стран, занимающих ведущее место в развитии электронного обучения, приняты законы о развитии индустрии электронного обучения. Например, в Республике Корея такие законы приняты более 10 лет назад.

Необходимо отметить, что в большинстве стран – лидеров в электронном обучении координация развития электронного обучения осуществляется специальными правительственными комиссиями под руководством премьер-министров, что обеспечивает стремительный рост электронных образовательных ресурсов.

Чтобы Россия смогла успешно конкурировать с ведущими странами в этой сфере, необходима государственная поддержка развития электронного обучения и индустрии электронного обучения в особенности. Необходимо, в частности, нормативно-правовое обеспечение развития в России открытых образовательных online-ресурсов, в том числе закрепление в законе новой категории образовательных организаций высшего образования – «открытый университет». Справка о развитии открытых университетов в мире прилагается.

В связи с изложенным прошу Вас рассмотреть следующие предложения.

1. О разработке и внесении в Государственную Думу проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающего установление новой категории образовательных организаций высшего образования «открытый университет».

2. О внесении изменений в Положение о лицензировании образовательной деятельности (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966), предусматривающих учет специфики лицензионных требований к осуществлению образовательной деятельности по образовательным программам с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. В частности необходимо исключить:

– количественные показатели по площадям зданий, сооружений, помещений и территорий, находящихся у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или ином законном основании;

– наличие условий для охраны здоровья обучающихся.

3. О поручении Министерству образования и науки Российской Федерации разработать и внести изменения в федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, предусматривающие специфику требований к условиям реализации образовательных программ посредством электронного обучения, в том числе используемых для лицензирования образовательной деятельности.

4. О разработке и принятии, исходя из опыта ведущих стран, государственной межведомственной программы развития индустрии электронного обучения.

5. О подготовке совместно с Комитетом Государственной Думы по образованию и Межведомственной рабочей группой по развитию электронного обучения к внесению в Государственную Думу проекта федерального закона «Об индустрии электронного обучения». Аналогичные законы приняты в наиболее развитых в этом отношении странах.

6. Об организации проработки регламентов государственной экспертизы и регистрации электронных изданий образовательного назначения, используемых при реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ, включая электронные учебники для общего среднего и профессионального образования, реализованные на машиночитаемых носителях и с применением облачных технологий.

7. В целях координации развития электронного обучения в России, в том числе в целях реализации вышеуказанных предложений, прошу Вас рассмотреть вопрос о создании специальной правительственной комиссии по развитию электронного обучения и индустрии электронного обучения в России под Вашим руководством.

С уважением, О.Н. Смолин


Справка о развитии в мире открытых университетов

Мировой рынок электронного обучения на 2015 г. оценивается экспертами в $107 млрд: Европа – 41.6%, Азия – 28.4%, Северная Америка – 22.4%, Южная Америка – 3.3%. Основными игроками на этом рынке являются Открытые, Виртуальные, Электронные, Сетевые и Кибер-университеты, Smart-университеты, основной рост их пришелся на последнее десятилетие. Масштабы деятельности этих университетов поражают воображение: университет Phoenix в США – свыше 500 тыс. обучающихся.

Сеть обучения Государственного университета Нью-Йорка и сеть обучения Огайо имеет более 100 тыс. онлайн-студентов каждый, Открытый университет Японии является крупнейшим интернет-провайдером образования в Японии с более чем 85 тыс. зачисленных студентов. Открытые Университеты Австралии (OUA) имеют более чем 60 тыс. интернет-студентов, более чем вдвое превышает учащихся четыре года назад, открытый университет Великобритании ( BOU ) – 350 тыс. обучающихся, более половины иностранных студентов, за последние 10 лет в Республике Корея создано 20 новых кибер-университетов, где обучается около 1 млн. слушателей, в одном только Турецком открытом университете Anadolu обучается 1 млн. 142 тыс. чел. В открытом университете Каталонии обучаются онлайн студенты из 105 стран. В этих университетах в основном используется онлайн обучение в местах подключения к Интернету и на рабочих местах (в первую очередь на оборонных предприятиях).

Можно сказать, сформировалась новая отрасль промышленности с гигантскими, многомиллиардными, быстро растущими объемами, построенная на новых информационно-коммуникационных технологиях, на электронной педагогике, самобучение в которой и занимает не более 30% объемов, остальное – это сотни тысяч фирм, обслуживающих это обучение (хостинг, провайдинг, индустрия контента, облачные сервисы, сервисы по обработке больших данных, средства массовой информации, Интернет, радио, телевидение, консалтинг, независимая экспертиза и многое другое).

Эта деятельность выходит за пределы традиционных национальных образовательных систем, носит межотраслевой промышленный характер, основывается на новых глобальных ИКТ, в большей степени направлена на экспорт образования и знаний, на обслуживание внутри страны, прежде всего, оборонно-промышленного комплекса и регулируется отдельным законодательством. В этой индустрии создано сотни тысяч новых высокотехнологичных рабочих мест.

В рейтинге GOOGLE , опубликованном 23.09.2014 г. лидирует в США открытый университет PHENIX, опередил Гарвард, Стенфорд и Колумбийский университеты; среди европейских университетов лидирует Британский Открытый университет, опередив Кембридж и Оксфорд.

Вызывает большую озабоченность тот факт, что в России эти процессы почти не начинались.


www.smolin.ru


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Рособрнадзор: требование немедленного приведения документации ДОУ в соответствие с ФГОС недопустимо
11-02-2014
Рособрнадзор:

Федеральная служба по надзору в сфере образования
Новости дошкольного образования. Итоги совещания «Новый законопроект «Об образовании» и проблемы разработки стандартов дошкольного образования» в РАО
05-06-2012
Новости дошкольного

В Российской академии образования 4 июня 2012 г.
Окончательный вариант альтернативного законопроекта об образовании опубликован на сайте Олега Смолина
20-06-2011
Окончательный

Рекомендации слушаний на тему «О законодательном регулировании деятельности общеобразовательных учреждений различных форм собственности» в Госдуме РФ
13-02-2010
Рекомендации

«E-Learning@Россия»
26-06-2009
«E-Learning@Россия»

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Октябрь 2017 (30)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Июнь 2017 (60)
Май 2017 (45)
У нас
Облако тегов
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх