Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » О развитии электронного обучения в России. Письмо депутата ГД Олега Смолина премьеру Дмитрию Медведеву

О развитии электронного обучения в России. Письмо депутата ГД Олега Смолина премьеру Дмитрию Медведеву

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 229
  • печатать
  •  
    • 0


1.10.2014

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Информационные и коммуникационные технологии в образовании развиваются стремительно: за последние два года в мире появились сотни организаций, предлагающих бесплатное обучение (многие тысячи курсов, сотни миллионов обучающихся, значительная часть которых российские граждане). Такие организации, как Coursera, Google, Гарвард объявили о намерениях создать электронные университеты на миллиард человек каждый. Это вызов развитию интеллектуального потенциала России и ее культуре. Если не предпринять серьезных мер, вероятными последствиями для Российской Федерации станут:

потеря национального образовательного рынка;

массовый отток капитала;

стремительное нарастание «утечки умов»;

угроза национальному образовательному суверенитету.

В такой ситуации, особенно в контексте последних международных событий, развитие электронного обучения в России становится важнейшей политической задачей. К такому выводу пришли и участники прошедших 19 мая 2014 года в Государственной Думе парламентских слушаний на тему: «Нормативное обеспечение реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».

Пункт 1 рекомендаций Парламентских слушаний (прилагаются) Министерству образования и науки Российской Федерации предполагает внесение изменений в нормативные правовые акты о лицензировании и аккредитации, снимающих необоснованные ограничения на деятельность образовательных организаций, которые реализуют образовательные программы исключительно с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, и учитывающих в полном объёме особенности применения ЭО и ДОТ.

В соответствии с частью 15 статьи 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» лицензионные требования должны учитывать особенности осуществления образовательной деятельности при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Однако образовательные организации высшего образования, осуществляющие электронное обучение, проходят лицензирование, государственную аккредитацию и участвуют в мониторинге эффективности так, как будто этого положения не существует. Это ставит их в неконкурентоспособное положение по отношению к зарубежным университетам, а российских граждан фактически выталкивает на зарубежные образовательные порталы типа Coursera.

Неразумно предъявлять к условиям реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения требования по наличию соответствующих площадей зданий, строений, сооружений, помещений, по наличию условий для организации питания и охраны здоровья обучающихся.

Пункт 1 рекомендаций Парламентских слушаний Правительству Российской Федерации предусматривает разработку и принятие государственной межведомственной программы по созданию и развитию индустрии электронного обучения. Аналогичные программы принимались во всех странах – лидерах этого направления в развитии современного образования (Республика Корея, скандинавские и другие европейские страны).
В большинстве стран, занимающих ведущее место в развитии электронного обучения, приняты законы о развитии индустрии электронного обучения. Например, в Республике Корея такие законы приняты более 10 лет назад.

Необходимо отметить, что в большинстве стран – лидеров в электронном обучении координация развития электронного обучения осуществляется специальными правительственными комиссиями под руководством премьер-министров, что обеспечивает стремительный рост электронных образовательных ресурсов.

Чтобы Россия смогла успешно конкурировать с ведущими странами в этой сфере, необходима государственная поддержка развития электронного обучения и индустрии электронного обучения в особенности. Необходимо, в частности, нормативно-правовое обеспечение развития в России открытых образовательных online-ресурсов, в том числе закрепление в законе новой категории образовательных организаций высшего образования – «открытый университет». Справка о развитии открытых университетов в мире прилагается.

В связи с изложенным прошу Вас рассмотреть следующие предложения.

1. О разработке и внесении в Государственную Думу проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающего установление новой категории образовательных организаций высшего образования «открытый университет».

2. О внесении изменений в Положение о лицензировании образовательной деятельности (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966), предусматривающих учет специфики лицензионных требований к осуществлению образовательной деятельности по образовательным программам с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. В частности необходимо исключить:

– количественные показатели по площадям зданий, сооружений, помещений и территорий, находящихся у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или ином законном основании;

– наличие условий для охраны здоровья обучающихся.

3. О поручении Министерству образования и науки Российской Федерации разработать и внести изменения в федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, предусматривающие специфику требований к условиям реализации образовательных программ посредством электронного обучения, в том числе используемых для лицензирования образовательной деятельности.

4. О разработке и принятии, исходя из опыта ведущих стран, государственной межведомственной программы развития индустрии электронного обучения.

5. О подготовке совместно с Комитетом Государственной Думы по образованию и Межведомственной рабочей группой по развитию электронного обучения к внесению в Государственную Думу проекта федерального закона «Об индустрии электронного обучения». Аналогичные законы приняты в наиболее развитых в этом отношении странах.

6. Об организации проработки регламентов государственной экспертизы и регистрации электронных изданий образовательного назначения, используемых при реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ, включая электронные учебники для общего среднего и профессионального образования, реализованные на машиночитаемых носителях и с применением облачных технологий.

7. В целях координации развития электронного обучения в России, в том числе в целях реализации вышеуказанных предложений, прошу Вас рассмотреть вопрос о создании специальной правительственной комиссии по развитию электронного обучения и индустрии электронного обучения в России под Вашим руководством.

С уважением, О.Н. Смолин


Справка о развитии в мире открытых университетов

Мировой рынок электронного обучения на 2015 г. оценивается экспертами в $107 млрд: Европа – 41.6%, Азия – 28.4%, Северная Америка – 22.4%, Южная Америка – 3.3%. Основными игроками на этом рынке являются Открытые, Виртуальные, Электронные, Сетевые и Кибер-университеты, Smart-университеты, основной рост их пришелся на последнее десятилетие. Масштабы деятельности этих университетов поражают воображение: университет Phoenix в США – свыше 500 тыс. обучающихся.

Сеть обучения Государственного университета Нью-Йорка и сеть обучения Огайо имеет более 100 тыс. онлайн-студентов каждый, Открытый университет Японии является крупнейшим интернет-провайдером образования в Японии с более чем 85 тыс. зачисленных студентов. Открытые Университеты Австралии (OUA) имеют более чем 60 тыс. интернет-студентов, более чем вдвое превышает учащихся четыре года назад, открытый университет Великобритании ( BOU ) – 350 тыс. обучающихся, более половины иностранных студентов, за последние 10 лет в Республике Корея создано 20 новых кибер-университетов, где обучается около 1 млн. слушателей, в одном только Турецком открытом университете Anadolu обучается 1 млн. 142 тыс. чел. В открытом университете Каталонии обучаются онлайн студенты из 105 стран. В этих университетах в основном используется онлайн обучение в местах подключения к Интернету и на рабочих местах (в первую очередь на оборонных предприятиях).

Можно сказать, сформировалась новая отрасль промышленности с гигантскими, многомиллиардными, быстро растущими объемами, построенная на новых информационно-коммуникационных технологиях, на электронной педагогике, самобучение в которой и занимает не более 30% объемов, остальное – это сотни тысяч фирм, обслуживающих это обучение (хостинг, провайдинг, индустрия контента, облачные сервисы, сервисы по обработке больших данных, средства массовой информации, Интернет, радио, телевидение, консалтинг, независимая экспертиза и многое другое).

Эта деятельность выходит за пределы традиционных национальных образовательных систем, носит межотраслевой промышленный характер, основывается на новых глобальных ИКТ, в большей степени направлена на экспорт образования и знаний, на обслуживание внутри страны, прежде всего, оборонно-промышленного комплекса и регулируется отдельным законодательством. В этой индустрии создано сотни тысяч новых высокотехнологичных рабочих мест.

В рейтинге GOOGLE , опубликованном 23.09.2014 г. лидирует в США открытый университет PHENIX, опередил Гарвард, Стенфорд и Колумбийский университеты; среди европейских университетов лидирует Британский Открытый университет, опередив Кембридж и Оксфорд.

Вызывает большую озабоченность тот факт, что в России эти процессы почти не начинались.


www.smolin.ru


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Рособрнадзор: требование немедленного приведения документации ДОУ в соответствие с ФГОС недопустимо
11-02-2014
Рособрнадзор:

Федеральная служба по надзору в сфере образования
Новости дошкольного образования. Итоги совещания «Новый законопроект «Об образовании» и проблемы разработки стандартов дошкольного образования» в РАО
05-06-2012
Новости дошкольного

В Российской академии образования 4 июня 2012 г.
Окончательный вариант альтернативного законопроекта об образовании опубликован на сайте Олега Смолина
20-06-2011
Окончательный

Рекомендации слушаний на тему «О законодательном регулировании деятельности общеобразовательных учреждений различных форм собственности» в Госдуме РФ
13-02-2010
Рекомендации

«E-Learning@Россия»
26-06-2009
«E-Learning@Россия»

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Декабрь 2017 (31)
Ноябрь 2017 (48)
Октябрь 2017 (54)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх