1.10.2014
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Информационные и коммуникационные технологии в образовании развиваются стремительно: за последние два года в мире появились сотни организаций, предлагающих бесплатное обучение (многие тысячи курсов, сотни миллионов обучающихся, значительная часть которых российские граждане). Такие организации, как Coursera, Google, Гарвард объявили о намерениях создать электронные университеты на миллиард человек каждый. Это вызов развитию интеллектуального потенциала России и ее культуре. Если не предпринять серьезных мер, вероятными последствиями для Российской Федерации станут:
потеря национального образовательного рынка;
массовый отток капитала;
стремительное нарастание «утечки умов»;
угроза национальному образовательному суверенитету.
В такой ситуации, особенно в контексте последних международных событий, развитие электронного обучения в России становится важнейшей политической задачей. К такому выводу пришли и участники прошедших 19 мая 2014 года в Государственной Думе парламентских слушаний на тему: «Нормативное обеспечение реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».
Пункт 1 рекомендаций Парламентских слушаний (прилагаются) Министерству образования и науки Российской Федерации предполагает внесение изменений в нормативные правовые акты о лицензировании и аккредитации, снимающих необоснованные ограничения на деятельность образовательных организаций, которые реализуют образовательные программы исключительно с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, и учитывающих в полном объёме особенности применения ЭО и ДОТ.
В соответствии с частью 15 статьи 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» лицензионные требования должны учитывать особенности осуществления образовательной деятельности при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Однако образовательные организации высшего образования, осуществляющие электронное обучение, проходят лицензирование, государственную аккредитацию и участвуют в мониторинге эффективности так, как будто этого положения не существует. Это ставит их в неконкурентоспособное положение по отношению к зарубежным университетам, а российских граждан фактически выталкивает на зарубежные образовательные порталы типа Coursera.
Неразумно предъявлять к условиям реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения требования по наличию соответствующих площадей зданий, строений, сооружений, помещений, по наличию условий для организации питания и охраны здоровья обучающихся.
Пункт 1 рекомендаций Парламентских слушаний Правительству Российской Федерации предусматривает разработку и принятие государственной межведомственной программы по созданию и развитию индустрии электронного обучения. Аналогичные программы принимались во всех странах – лидерах этого направления в развитии современного образования (Республика Корея, скандинавские и другие европейские страны).
В большинстве стран, занимающих ведущее место в развитии электронного обучения, приняты законы о развитии индустрии электронного обучения. Например, в Республике Корея такие законы приняты более 10 лет назад.
Необходимо отметить, что в большинстве стран – лидеров в электронном обучении координация развития электронного обучения осуществляется специальными правительственными комиссиями под руководством премьер-министров, что обеспечивает стремительный рост электронных образовательных ресурсов.
Чтобы Россия смогла успешно конкурировать с ведущими странами в этой сфере, необходима государственная поддержка развития электронного обучения и индустрии электронного обучения в особенности. Необходимо, в частности, нормативно-правовое обеспечение развития в России открытых образовательных online-ресурсов, в том числе закрепление в законе новой категории образовательных организаций высшего образования – «открытый университет». Справка о развитии открытых университетов в мире прилагается.
В связи с изложенным прошу Вас рассмотреть следующие предложения.
1. О разработке и внесении в Государственную Думу проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающего установление новой категории образовательных организаций высшего образования «открытый университет».
2. О внесении изменений в Положение о лицензировании образовательной деятельности (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966), предусматривающих учет специфики лицензионных требований к осуществлению образовательной деятельности по образовательным программам с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. В частности необходимо исключить:
– количественные показатели по площадям зданий, сооружений, помещений и территорий, находящихся у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или ином законном основании;
– наличие условий для охраны здоровья обучающихся.
3. О поручении Министерству образования и науки Российской Федерации разработать и внести изменения в федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, предусматривающие специфику требований к условиям реализации образовательных программ посредством электронного обучения, в том числе используемых для лицензирования образовательной деятельности.
4. О разработке и принятии, исходя из опыта ведущих стран, государственной межведомственной программы развития индустрии электронного обучения.
5. О подготовке совместно с Комитетом Государственной Думы по образованию и Межведомственной рабочей группой по развитию электронного обучения к внесению в Государственную Думу проекта федерального закона «Об индустрии электронного обучения». Аналогичные законы приняты в наиболее развитых в этом отношении странах.
6. Об организации проработки регламентов государственной экспертизы и регистрации электронных изданий образовательного назначения, используемых при реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ, включая электронные учебники для общего среднего и профессионального образования, реализованные на машиночитаемых носителях и с применением облачных технологий.
7. В целях координации развития электронного обучения в России, в том числе в целях реализации вышеуказанных предложений, прошу Вас рассмотреть вопрос о создании специальной правительственной комиссии по развитию электронного обучения и индустрии электронного обучения в России под Вашим руководством.
С уважением, О.Н. СмолинСправка о развитии в мире открытых университетов
Мировой рынок электронного обучения на 2015 г. оценивается экспертами в $107 млрд: Европа – 41.6%, Азия – 28.4%, Северная Америка – 22.4%, Южная Америка – 3.3%. Основными игроками на этом рынке являются Открытые, Виртуальные, Электронные, Сетевые и Кибер-университеты, Smart-университеты, основной рост их пришелся на последнее десятилетие. Масштабы деятельности этих университетов поражают воображение: университет Phoenix в США – свыше 500 тыс. обучающихся.
Сеть обучения Государственного университета Нью-Йорка и сеть обучения Огайо имеет более 100 тыс. онлайн-студентов каждый, Открытый университет Японии является крупнейшим интернет-провайдером образования в Японии с более чем 85 тыс. зачисленных студентов. Открытые Университеты Австралии (OUA) имеют более чем 60 тыс. интернет-студентов, более чем вдвое превышает учащихся четыре года назад, открытый университет Великобритании ( BOU ) – 350 тыс. обучающихся, более половины иностранных студентов, за последние 10 лет в Республике Корея создано 20 новых кибер-университетов, где обучается около 1 млн. слушателей, в одном только Турецком открытом университете Anadolu обучается 1 млн. 142 тыс. чел. В открытом университете Каталонии обучаются онлайн студенты из 105 стран. В этих университетах в основном используется онлайн обучение в местах подключения к Интернету и на рабочих местах (в первую очередь на оборонных предприятиях).
Можно сказать, сформировалась новая отрасль промышленности с гигантскими, многомиллиардными, быстро растущими объемами, построенная на новых информационно-коммуникационных технологиях, на электронной педагогике, самобучение в которой и занимает не более 30% объемов, остальное – это сотни тысяч фирм, обслуживающих это обучение (хостинг, провайдинг, индустрия контента, облачные сервисы, сервисы по обработке больших данных, средства массовой информации, Интернет, радио, телевидение, консалтинг, независимая экспертиза и многое другое).
Эта деятельность выходит за пределы традиционных национальных образовательных систем, носит межотраслевой промышленный характер, основывается на новых глобальных ИКТ, в большей степени направлена на экспорт образования и знаний, на обслуживание внутри страны, прежде всего, оборонно-промышленного комплекса и регулируется отдельным законодательством. В этой индустрии создано сотни тысяч новых высокотехнологичных рабочих мест.
В рейтинге GOOGLE , опубликованном 23.09.2014 г. лидирует в США открытый университет PHENIX, опередил Гарвард, Стенфорд и Колумбийский университеты; среди европейских университетов лидирует Британский Открытый университет, опередив Кембридж и Оксфорд.
Вызывает большую озабоченность тот факт, что в России эти процессы почти не начинались.
www.smolin.ru
На развитие сайта