Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Мышление и речь: подходы, проблемы, решения: Материалы XV Международных Чтений памяти Л.С. Выготского

  • Закладки: 
  • Просмотров: 4 155
  •  
    • 0


В 2 томах изданы материалы XV Международных Чтений памяти Л.С.Выготского "Мышление и речь: подходы, проблемы, решения", которые проходили в Москве с 17 по 21 ноября 2014 г. В ближайшее время они будут размещены на сайте Института психологии им. Л.С.Выготского РГГУ. Ведется работа над 3 томом материалов.

Мышление и речь: подходы, проблемы, решения: Материалы XV Международных Чтений памяти Л.С. Выготского. Москва, 17 21 ноября 2014 г. / Под ред. В.Т. Кудрявцева: В 2 т. Т. 1. М.: Левъ, 2014. 396 с.

Проблема мышления и речи является одной из центральных в психологическом наследии Л.С. Выготского. Именно на примере обсуждения понятия о значении Л.С. Выготский обосновывает необходимость неделимой, несущей в себе все признаки исследуемого предмета, единицы анализа. А в ставшем классическим эксперименте на формирование понятий впервые полностью раскрывается и реализуется экспериментально-генетический метод, ставший центральным в культурно-историческом подходе и определивший его уникальность.

Несмотря на огромное количество работ, посвященных мышлению и речи, нельзя сказать, что данная проблема полностью решена. Множество вопросов, связанных с нею, еще ждут своих ответов. Современные исследования показывают, что подход Л. С. Выготского не только не потерял своей актуальности, но содержит значительные перспективы дальнейшего развития.

Для психологов-исследователей, практических психологов, преподавателей вузов, аспирантов, студентов.

СОДЕРЖАНИЕ


Раздел I. Структурно-диалектический подход в психологии

Белолуцкая А. К. Диалектическое мышление: западная,
восточная и российская линии психологических исследований ......... 8
Веракса А. Н., Якупова В. А., Мартыненко М.
Возможности применения знаковых и символических средств
в ходе ознакомления детей дошкольного и младшего
школьного возраста с агрегатными состояниями вещества .......... 14
Веракса Н. Е. Соотношение натурального
и культурного в детском развитии ................................................... 18
Каминская М. В. Развитие знака: акт познания как акт речи ......... 21
Коконцева Е. В. Развитие символических средств
диалектического мышления у детей дошкольного возраста .......... 27
Крашенинникова Е. В. Особенности представлений
о цикличности у дошкольников с нарушениями развития ............ 34
Леонов С. В. Исследование временных характеристик
учащихся в процессе профессионального становления ................ 36
Пащенко А. К. Роль рефлексии в освоении
нормативной ситуации ...................................................................... 42
Шиян О. А. Проблемно-речевые ситуации и возможности
их решения у детей старшего дошкольного возраста .................... 47

Раздел II. Развитие мышления и речи в профессиональной деятельности

Атаманова И. В., Богомаз С. А., Козлова Н. В.
Становление иноязычной коммуникативной
компетентности: культурно-исторический подход ........................ 51
Коломиец О. В. Исследование когнитивного
компонента социального самочувствия студентов ......................... 58
Котляр (Корепанова) И. А. Представления студентов
Германии о людях с особенностями развития ................................ 64
Кувшинский Б. Э. Образно-речевой тренинг:
обучение школьников «биологической» речи и мышлению ......... 71
Немцов А. А. Восприятие фундаментальных факторов
возникновения и развития человеческой культуры
студентами гуманитарного университета ....................................... 804

Раздел III. Психология эмоций

Барабанщиков В. А., Королькова О. А., Лободинская Е. А.
Влияние кажущегося движения на распознавание эмоциональных
экспрессий лица ................................................................................. 87
Васанов А. Ю., Марченко О. П. Распределение
непроизвольного внимания при рассматривании
эмоциональных фотоизбражений ................................................. 94
Выскочил Н. А. Вербальная интерпретация эмоционально
окрашенных акустических событий ............................................. 101
Горбунов И. А., Меклер А. А., Зайцева В. Б., Першин И. И.
Осознание эмоций: психофизиологический механизм
формирования самоотчета об эмоциональном состоянии ............ 107
Битюцкая Е. В., Баханова Е. А. Операционализация переживания
безвыходности трудной жизненной ситуации .............................. 111
Жегалло А. В., Королькова О. А. Компьютерные средства анализа
эмоциональных экспрессий: идентификация переходных
выражений лица ........................................................................... 118
Zherdev I. Yu., Barabanschikov V. A. Integral effects of facial
expression perception during saccades ............................................. 122
Жердев И. Ю., Барабанщиков В. А. Интегративные эффекты
восприятия выражений лица во время саккад .............................. 126
Кожухова Ю. А. Мотивация приближения-избегания: её
индукция и связь с эмоциями и эмоциональными состояниями ...... 132
Люсин Д. В. Опыт разработки самоотчётной методики для оценки
эмоциональных состояний ............................................................. 136
Мнацаканян Е. В., Ребриков Д. В., Усман Н. Ю. Индивидуальная
вариабельность вызванной активности мозга при неосознанном
восприятии негативных эмоций в норме связана с носительством определенных аллелей COMT и BDNF ......................................... 139
Овсянникова В. В., Сысоева Т. А. Когнитивные основания
способности к распознаванию эмоций ......................................... 146
Панкратова А. А. Изучение связи между ценностями культуры
и особенностями проявления эмоций у ее представителей ......... 151
Сокинина А. А. Влияние эмоционального состояния
на познавательную деятельность младших школьников ............. 1585
Раздел IV. Герменевтические проблемы
культурно-исторического подхода
Кирилловский И. А. Знаковые коды мира изобилия как фактор
развития личности .......................................................................... 164
Литинская Дж. Г. Герменевтика смерти в современном мире:
аспект самоубийства ........................................................................ 169
Дербенева А. А., Лысенин А. Н., Ишанов С. А. «Исповедь» Августина
Аврелия: мышление и речь человека в рассказе о себе ................. 174
Титов С. А. Новое средневековье или мировой разум? ............... 181
Шеманов А. Ю. Психологическая объективация субъективности
в перспективе герменевтики .......................................................... 184
Ито М. Сравнительный анализ концепции В. Гумбольдта и Л.С. Вы-
готского: «внутренняя форма слова» как посредник духа и природы ... 191

Раздел V. Развитие мышления и речи у детей и подростков

Бережковская Е. Л. Проблема становления предпосылок
научных понятий у младших школьников .................................... 195
Престес З., де Медейрос Кариас Ж. Старая школа наших
сегодняшних дней ........................................................................... 202
Лазарев И. М., Лазарев М. Л. Методология согласования
коммуникативной и предметной деятельности детей
младенческого возраста .................................................................. 207
Протопопова М. В., Разина Н. В. Специфика
взаимоотношений в семьях, имеющих ребенка
с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью ............... 215
Новикова Т. С., Сальникова В. Н. Проектная деятельность
в современной школе ...................................................................... 221
Панина Т. В., Разина Н. В. Психологическая готовность
к родительству кандидатов в замещающие семьи ........................ 224
Петренко С. С. Возможности использования музыки
в процессе развития мышления и речи в дошкольном возрасте .. 233
Пешева Т. Ю. Психолого-логопедическое сопровождение
подростков, имеющих нарушения в развитии речи ..................... 240
Потапова Л. А. Развитие творческих способностей у детей
в системе дополнительного образования ...................................... 242
Ховрина Г. Б. Развитие мышления и речи
в дошкольном возрасте: культурно-исторический аспект ........... 2466

Раздел VI. Социальные факторы развития мышления и речи

Акимова М. К. Взаимосвязь специфики ценностного
отношения к миру с уровнем развития мышления молодёжи ... 251
Крушельницкая О. Б. Речевое мышление как средство
развития личности в системе референтных отношений .............. 261
Мышкина М. С., Павлова Е. А. Личностные смыслы
интенции коррупции у современных студентов ........................... 265
Мишина Е. И. Влияние стиля управления
на межличностные отношения в коллективе ................................ 271
Петрушихина Е. Б. Влияние эмоционального интеллекта
на управленческую деятельность руководителя .......................... 276
Шелест В. И. Исследование социально-психологических
детерминант политического интеллекта
современной молодёжи на уровне группы .................................. 281
Матвеева Е. О. Влияние рекламной коммуникации
на языковую личность наших современников:
психологический аспект ................................................................. 287
Солодникова И. В. Представления различных групп
о социальной успешности выпускников школы ........................... 293

Раздел VII. Мышление и речь: реабилитационные практики

Кушнир Д. Г. Проблема преодоления дефекта
в понимании Л.С. Выготского и с точки зрения
современной олигофренопедагогики ............................................. 296
Муратова М. А., Светицкая Л. П., Карантыш Г. В.
Влияние уровня мышления на развитие звукового
анализа и синтеза обучающихся воспитанников с ЗПР ............... 302
Смирнова И. Н. Развитие регулирующей функции речи
у дошкольников с общим недоразвитием речи
в процессе занятий по изобразительной деятельности ............... 308
Спивак И. М. Применение вербальных техник
в психокоррекции личности и социального
поведения школьников ................................................................... 316
Троицкая Л. А., Романова М. А. Применение методики
поэтапного формирования восстановительного обучения детей младшего школьного возраста с нарушением речевой функции ... 321
Прохорова Ю. Б. Особенности развития речи
как психологического средства у детей с РАС .............................. 3267
Раздел VIII. Развитие мышления и речи
как центральная задача современного образования
Громова Л. А. Проблемы развития мышления
в проектной деятельности младших школьников ........................ 331
Ishijima T., Fujie Y. The benefit of using hybrid utterances
in teaching: On teacher-student power relationships ......................... 338
Гудзовская А. А., Санин А. А. Развитие мышления и речи
на уроках «Основы жизненного самоопределения»
в начальной школе ........................................................................... 342
Жилинская А. В. Освоение подростками Интернета
как культурного средства ............................................................... 351
Котляр (Корепанова) И. А., Сафронова М. А., Березкин Н. В.
Характер речевых высказываний детей младшего
школьного возраста при решении пространственных задач
в индивидуальной деятельности и в ситуации сотрудничества .. 356
Лажинцева Е. М. Изменение социальной ситуации
развития с появлением Интернета ................................................. 364
Меркулова О. П. Психологическая поддержка развития
рефлексии в учебной деятельности студентов ............................. 370
Рутберг Л. Г., Швейбиш К. С. Особенности развития
мышления у младших дошкольников ............................................ 376
Арушанова А. Г., Коренблит С. С., Рычагова Е. С.
Проблема целеполагания в современном
дошкольном образовании ............................................................... 382
Шашлова Г. М. Языковые знаки как показатель
формирования субъектности ребенка 6-7 лет .............................. 387

Мышление и речь: подходы, проблемы, решения: Материалы XV Международных Чтений памяти Л.С. Выготского. Москва, 17 21 ноября 2014 г. / Под ред. В.Т. Кудрявцева: В 2 т. Т. 2. М.: Левъ, 2014. 328 с.

СОДЕРЖАНИЕ


Раздел IX. Мышление и речь в норме и патологии

Волжина А. Ж., Шевеленкова Т. Д. Отношение к своему телу
и психологическое благополучие в подростковом возрасте ............ 8
Глозман Ж. М. Нейропсихологический подход
к проблеме мышления ....................................................................... 13
Грицук С. Ф. Мышление и смерть в контексте проблемы .............. 19
Шведовский Е. Ф., Зверева Н. В. Апробация методического
комплекса для исследования речевой деятельности
у подростков при шизофрении ......................................................... 31
Жиляев А. Г. Особенности усвоения и переработки
информации в различные периоды развития личности ................ 36
Королёва А. М. Особенности психологической
дезадаптации при различной выраженности
Интернет-зависимости у пользователей социальных сетей .......... 42
Строгова С. Е., Зверев Н. В., Хромов А. И. Методика
«Сравнение понятий» как средство изучения нарушений
мышления при шизофрении у детей и подростков ........................ 45
Черткова Ю. Д., Егорова М. С., Зырянова Н. М., Паршикова О. В.
Влияние пренатальных гормонов на вариативность
показателей академической успеваемости
по гуманитарным предметам в школьном возрасте ....................... 52
Хименос П., Тунес Э., Перелыгина И. А. The Western
psychological diagnosis and pedological diagnosis of Vygotsky ........ 58

Раздел X. Мышление и речь: элементарные и высшие функции психологии человека

Камия Э. Как понимать теорию внутренней речи
у Выготского: ясное и неясное в комментариях
Пиаже и Гольдштейна ....................................................................... 66
Yoshikuni Y. Vygotsky’s view of the role of the objective
world in the process of children’s psychological development: Discussions based on the 2nd chapter of «Thinking and Speech» ...... 71
Аванесян М. А. Базовые метафоры как основа понимания
абстрактных понятий: пример эмпирического исследования ....... 784
Беспалов Б. И. «Метод единиц» в концепции Л.С. Выготского
и в современной деятельностной психологии человека ................ 82
Ждан А. Н. Проблема «мысль и слово»
в системах Л. С. Выготского и Г. Г. Шпета ...................................... 89
Клочко В. Е. Мышление и речь: постнеклассический ракурс ....... 98
Корниенко А. Ф. Психологические механизмы
взаимосвязи мышления и речи ....................................................... 105
Ярошевская С. В. Имплицитные критерии оценки ума ............... 112
Шилко Р. С. Возможности психологического исследования
интерференции когнитивных процессов в контексте учения
о высших психических функциях .................................................. 115
Хинканина А. Л. Притязания «эго» и моделирование речи
(на примере ситуации выбора оптимального действия) .............. 120

Раздел XI. Мышление и речь в контексте психологии личности

Nishimoto Y. Personality determines thinking and speech ................ 125
Ананьева К. И., Демидов А. А., Швец Т. А.
Индивидуально-психологические предикторы
межличностных суждений ............................................................. 128
Горькая Ж. В. Психофизиологическое исследование
взаимосвязи мышления и речи на примере когнитивных
и лексических концептов ценностей личности ............................ 133
Елисеев О. П. Методологическое единство
классической и неоклассической гештальт-психологии .............. 137
Жеребцов С. Н. Действие, слово и переживание
свободной личности ........................................................................ 145
Зиневич А. С., Рейдерман И. И. Homo Duplex:
Другой, «вращённый» в меня ........................................................ 153
Симонович Н. Е. Как выстроить гармоничные
взаимоотношения в семье: психологические особенности ......... 159
Симонович Н. Е. Современная семья:
психологические особенности при ее создании ........................... 160
Симонович Н. Е. Инновационные подходы и методы
обучения менеджеров туристического агенства в России
(психологическая составляющая) .................................................. 1645
Симонович Н. Е. Успех определяют наши мысли:
мышление и речь ............................................................................. 166
Симонович Н. Е. Моделирование системы показателей
уровня жизни людей: психологические особенности .................. 168

Раздел XII. Культурно-историческая психология как когнитивная наука

Tajima A. Development as performing otherness:
Using Vygotsky and Stanislavski to create real discussions ............. 172
Reinecke W. Aesthetic emotions
in Vygotsky‘s Psychology of Art ....................................................... 177
Богоявленская Д. Б. Проблема сознательного
и бессознательного в мышлении .................................................... 178
Гильманов С. А. Произведение искусства
как система стимулирования
эстетической (художественной) реакции ...................................... 184

Раздел XIII. Мышление и речь: диалектический аспект

Бочкина Е. Методика исследования циклических
представлений у детей дошкольного возраста ............................. 190
Гостева И. А. Особенности развития
предвосхищения ситуации у детей в возрасте 5-6 лет ................. 196
Гусейнзаде Ш. Р. Особенности развития связной речи
у детей с умственной отсталостью ................................................ 198
Дианов А. Р. Влияние проектной деятельности
на аттракционные отношения ........................................................ 200
Козлова О. А. Взаимосвязь уровня диалектического
мышления и развития способности решать
проблемно-речевые ситуации в дошкольном возрасте ................ 201
Мартыненко М. Н. Осмысление культуры
анимационного кинематографа как фактор развития
способности ребенка старшего дошкольного возраста
к символическому опосредствованию .......................................... 203
Нагиева М. Э. Связь уровня воображения
с уровнем самооценки личности .................................................... 204
Паничева П. О. Особенности субъектности детей,
страдающими онкогематологическими заболеваниями .............. 206
Ткачева С. М. Влияние стимульного материала на
особенности построения образа воображения детей 4-5 лет ...... 207
Федорова Е. В. Взаимосвязь уровня диалогической речи
и способности решать проблемно-речевые ситуации
в дошкольном возрасте ................................................................... 209
Цюпко Г. М. Особенности циклических представлений
у старших дошкольников с разным уровнем
независимого поведения ................................................................. 211

Раздел XIV. Экспериментальные исследования эмоциональной сферы

Балуева О. В. Соотношение субъективного переживания,
понимания эмоций и телесных ощущений в реакции
на веселый мультфильм .................................................................. 213
Бангура М. Влияние тревоги на успешность
решения задач студентами .............................................................. 215
Мигун Ю. П. Факторы запоминания
эмоционально значимой информации ........................................... 221
Михайлина П. К. Особенности межличностных отношений
людей с разным типом вегетативного реагирования ................... 227
Пряхина Т. В. Экспериментальные данные
о связи эмоций с вниманием .......................................................... 231
Ширяева А. В. Всегда ли агрессия является следствием
фрустрации в представлении людей о самих себе? ..................... 237

Раздел XV. Социальная психология мышления и речи

Быкова М. В. Психологические особенности
подростков и юношей с зависимостью от социальных сетей ..... 245
Молосанов А. М. Контрфактуальное мышление
и преднастройка — границы влияния ........................................... 251
Хачатрян М. К. Исследование особенностей
межличностных отношений в группах
у школьников разного возраста ...................................................... 257
Ячменева Н. П. Исследование обыденных представлений
о жульничестве ................................................................................ 2617

Раздел XVI. Клиническая психология: мышление и речь

Гордон А. Г. Агрессия и ее проявления
у больных шизофренией ................................................................. 266
Стоянов Д. И., Бухаров Я. М. Образ желаемого
сексуального партнера в письменной речи
молодых гетеросексуальных мужчин и женщин .......................... 269
Калюгина Т. В. Мышление и речь
сквозь патологический текст .......................................................... 273
Мальцев В. Ю. Проблема самоповреждающего
поведения в клинической психологии ........................................... 276
Пилипенко М. Е. Метафоры жизненного пути
в текстах больных шизофренией ................................................... 279

Раздел XVII. Проблема мышления и речи: личностный аспект

Зиневич А. С., Рейдерман И. И. Мышление и речь:
социальное и культурное измерения ............................................. 286
Мишина М. М. Взаимосвязь индивидуально-специфических
защитных моделей поведения с удовлетворенностью браком .... 293
Мотков О. И. Личностная организация мышления ..................... 298
Овчинникова Т. Н. Общее психическое развитие
младших школьников и его диагностика ...................................... 313
Швец Ф. А. Чувство взрослости у современных
российских подростков: на основе сравнения
с исследованиями 80-х годов ХХ века .......................................... 319




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Апрель 2024 (23)
Март 2024 (60)
Февраль 2024 (49)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Ноябрь 2023 (44)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх