На протяжении почти 15 лет Правительство Москвы самое серьезное внимание уделяет вопросам социальной поддержки населения за счет средств бюджета города. Круг лиц, которым гарантировано право на ее получение весьма обширный.
Это и семьи с детьми, неработающие пенсионеры, инвалиды, просто малообеспеченные москвичи, студенты, льготные категории и.т.д.
Основным документом, который ежегодно принимается Правительством Москвы и в котором обозначены в соответствующих разделах виды, объемы мер социальной поддержки, является Комплексная программа мер социальной защиты жителей города Москвы. Стоимость программы ежегодно растет.
Так, в 2005 году на ее реализацию затрачено 164 млрд. руб., в 2006 году запланировано 185,8 млрд. руб., но это не конечная цифра, поскольку вводятся новые меры социальной поддержки.
Следует отметить, что постоянно совершенствуется правовая база, обеспечивающая гарантию тех или иных видов помощи. Социальная политика Правительства Москвы направлена на повышение жизненного уровня как в целом для семей с детьми, так и наиболее незащищённых категорий семей, в том числе многодетных и малообеспеченных.
В Москве проживает около 1,6 млн. детей, и эта цифра остаётся в основном стабильной в течение нескольких лет. По сравнению с 2000 г. рождаемость в 2005 г. увеличилась на 20 тыс. детей в год.
Система мер социальной поддержки семей с детьми продолжает совершенствоваться. В ноябре прошлого года она закреплена в едином нормативном документе - Законе города Москвы от 23.11.2005 № 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве".
Актуальность решения проблемы демографического кризиса, повышения рождаемости и защиты материнства озвучена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным в мае 2006 года в своем ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации. В частности, он отметил, что меры социальной поддержки семьи должны быть направлены, в первую очередь, на сохранение и укрепление здоровья женщин и детей, репродуктивного населения в целом, повышения уровня жизни, качества предоставляемых социальных услуг, на развитие семейных форм жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Президентом РФ предложены следующие меры, направленные на повышение рождаемости и защиту материнства:
1. Введение единовременного пособия при рождении второго ребенка.
В Москве в настоящее время за счет бюджета города в дополнение к федеральному на каждого ребенка (независимо от очередности его рождения) выплачивается единовременное пособие в размере 2000 руб., а при рождении одновременно трех и более детей, - дополнительно 15000 руб. Молодым семьям, в которых оба родителя не достигли возраста 30 лет, выплачивается дополнительное пособие в размере 5-ти, 7-ми или 10-ти прожиточных минимумов, установленных Правительством Москвы (20 тыс. руб., 29 тыс. руб. и 41 тыс. руб. соответственно). Таким образом, семья молодых родителей при рождении второго ребенка единовременно уже получает 31 тыс. руб.
2. Увеличение размеров пособия по беременности и родам и по уходу за ребенком до 1,5 лет (на 1-го ребенка с 700 руб. - до 1500 руб., на 2-го ребенка с 700 руб. до 3000 руб.).
В Москве выплачивается дополнительное пособие по беременности и родам в размере от 2333 руб. до 3233 руб., а также по уходу за ребенком до 1,5 лет в размере 500 руб. в месяц пока только женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятий.
3. Увеличение выплат на содержание ребенка опекунам (до 4000руб.).
В соответствии с Законом города Москвы от 15.12.2004 № 87 "О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) с 1 января текущего года размер денежных средств у же сейчас составляет 4500 руб. в месяц.
4. Увеличение заработной платы приемному родителю (до 2500 руб.).
Заработная плата приемных родителей в городе Москве с 1 мая текущего года - 3850 руб.
5. Введение единовременного пособия при устройстве детей, лишенных родительского попечения, в семью (в размере 8000 руб.).
В Москве, в отличие от многих регионов, не было допущено ни одного случая задержки установленных социальных выплат семьям с детьми.
С учетом задач, поставленных в Послании Президента РФ В.В. Путина на 2006 год, Правительством Москвы будут проработаны вопросы дальнейшего совершенствования, и развития системы мер социальной поддержки семей с детьми.
Не оставлены без мер социальной поддержки и взрослое население.
Несмотря на значительные изменения в предоставлении мер социальной поддержки, с учетом 122 ФЗ закона в части "монетизации льгот" с 1 января 2005 года, в Москве удалось плавно перейти к новой системе разграничения межбюджетных отношений, сохранив и даже несколько повысив уровень социальной защищенности как "городских" так и "федеральных" льготных категорий.
В работе по социальной поддержке ветеранов войны, труда, инвалидов, участвуют практически все департаменты Комплекса социальной сферы города Москвы, Департаменты транспорта и связи, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, префектуры административных округов.
Основное внимание сосредоточено на таких направлениях социальной поддержки как:
• выплата ежемесячных городских доплат, оказание единовременной материальной помощи к знаменательным датам, а также адресной помощи остронуждающимся ветеранам;
• предоставление государственных мер социальной поддержки по 122-му Федеральному закону и нормативным актам города Москвы;
• осуществление реабилитации, санаторно-курортного лечения, обеспечения спецавтотранспортом;
• улучшение качества и доступности социальных услуг.
В соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники войны из числа военнослужащих принимавших участие в боевых действиях в годы войны, а также проходивших военную службу в тылу в годы войны, труженики тыла, лица, пережившие блокаду Ленинграда.
Несмотря на то, что инвалиды и участники войны, отнесены к "федеральным" категориям, т.е. в зоне финансовой ответственности Правительства РФ в Москве в материальном плане они не ощутили перехода на "монетизацию" льгот.
Правительство Москвы сохранило для них за счет бюджета города наиболее дорогостоящие натуральные льготы (бесплатный проезд в городском транспорте, городские доплаты к пенсиям, льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, льготное лекарственное обеспечение и бесплатному зубопротезированию).
Кроме того, в соответствии с Законом города Москвы от 3 ноября 2004 года № 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы" принятому в развитие к 122 Федеральному закону, инвалидам и участникам Великой Отечественной войны за счет средств бюджета города Москвы сохранены ранее установленные дополнительные меры социальной поддержки:
- освобождение от оплаты за жилье и коммунальные услуги в пределах социальной нормы жилья и нормативов потребления коммунальных у слуг;
- компенсация взамен 50% скидки по оплате за телефон (100 руб. в месяц);
- компенсация в размере 50% стоимости норматива потребления электроэнергии (52 руб. в месяц).
Региональным льготным категориям (труженики тыла, репрессированные граждане, ветераны труда), наряду с сохранением практически всех натуральных льгот, за счет средств бюджета города с 1 января 2005 года были установлены ежемесячные городские денежные выплаты. За прошедшее время они дважды проиндексированы: с 1 августа 2005 года на 6 процентов и с 1 апреля 2006 года - на 8,5 процентов. В настоящее время их размер составляет:
- репрессированным гражданам - 402,5 рублей,
- труженикам тыла - 345 рублей,
- ветеранам труда и военной службы - 230 рублей.
Всего в городе проживает 2,7 млн. граждан относящихся к льготным категориям:
- 1,2 млн. чел. - "федеральных льготников";
- 0,8 млн .чел. - "региональные льготники";
- 650 тыс. граждан льготы, которым установлены законодательством города Москвы.
В соответствии с Законом города Москвы от 30.11.2005 № 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" с 1 июля 2006 года будет введена единовременная компенсация лицам, усыновившим ребенка, предположительно в размере 15000 руб.
Кроме того, данным законом в Москве детям-сиротам предусмотрены:
- дополнительная единовременная помощь выпускникам-сиротам после окончания их пребывания в детских домах и приемных семьях в размере 17000 руб.;
- ежемесячная компенсация лицам из числа детей-сирот, обучающимся на дневных отделениях учебных заведений, состоящим в браке и имеющим детей, в размере 1700 руб. в месяц на каждого ребенка.
Также для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены дополнительные гарантии права на получение профессионального образования (до окончания обучения эти дети находятся на полном государственном обеспечении, им выплачивается повышенная стипендия, предоставляется бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте и др.).
Таким образом, меры социальной поддержки семьи, предложенные Президентом РФ, Правительством Москвы уже частично реализуются. Кроме перечисленных выше, в городе предоставляются и другие меры социальной помощи семье.
Ежемесячное пособие.
С 1 января текущего года размер ежемесячного пособия увеличен более чем в 2 раза, на что дополнительно выделено 900 млн. рублей в год.
В настоящее время пособие выплачивается на 726 тыс. детей, из них:
- одиноких матерей - 75 тыс. (300 руб.);
- семей, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов либо является военнослужащим по призыву- около 1 тыс. чел. (225 руб.);
- остальных семей - 650 тыс. (150 руб.).
Ежемесячные компенсационные выплаты.
Компенсационные выплаты семьям с детьми, в отличие от ежемесячных пособий, как и раньше, назначаются и выплачиваются независимо от среднедушевого дохода семьи:
- на детей одиноких матерей (550 руб.), а на детей военнослужащих срочной службы, разыскиваемых родителей, на детей до 1,5 лет нетрудоспособных родителей (200 руб.) - выплачиваются на 81,5 тыс. детей.
- многодетным семьям (с 3-4 детьми в размере 200 руб., а с 5-ю и более детьми - 550 руб.) - выплачиваются 22 тыс. семей на 76,2 тыс. детей.
- на продукты питания на детей в возрасте до 3-х лет семьям одиноких матерей, военнослужащих срочной службы, разыскиваемых родителей, из многодетных и студенческих семей, семьям с детьми-инвалидами в размере 550 руб. - вытачиваются на 29,5 тыс. детей.
- на проезд в городском пассажирском транспорте многодетным семьям, имеющим 5 и более детей в размере 770 руб. (на сегодняшний день выплачиваются 89 семьям с 10 и более детьми и более 1 тыс. семей с 5 и более детьми);
- 10 - детным семьям, в размере 550 руб. на каждого ребенка в возрасте до 16 лет, а на учащихся - до 23 лет (на сегодняшний день выплачиваются 103 семьям на 473 детей);
- матерям-пенсионеркам, родившим 10 и более детей, в размере 2250 руб. (64 матери). Для семей, имеющих 10 и более детей ежегодно выплачиваются компенсации:
- к Международному Дню семьи - 2,5 тыс. руб. (в 2006 г. выплачена 89 семьям);
- ко Дню знаний - 8 тыс. руб.,(в 2005 г. выплачена 88 семьям).
Многодетным семьям, помимо денежных выплат, предоставляются также различные льготы и натуральная помощь. Всем многодетным семьям предоставляется скидка по оплате жилищно-коммунальных услуг, детям до 3-х лет бесплатно отпускаются молочные продукты детского питания, а детям до 6-ти лет - лекарственные средства. Учащиеся имеют право на бесплатное двухразовое питание и бесплатный проезд на городском пассажирском транспорте. Многодетным семьям предоставляются льготы по оплате содержания детей в дошкольных учреждениях, по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг.
Уделяется внимание улучшению материального положения семей с детьми-инвалидами. Обоим родителям предоставлен бесплатный проезд на городском пассажирском транспорте; неработающему родителю, занятому уходом за ребенком-инвалидом до 3-х лет выплачивается ежемесячная компенсация в размере федеральной минимальной оплаты труда (с 01.05.2006 - 1100 руб. в месяц, а с 1.01.2007 г. - будет выплачиваться и за детей школьного возраста).
Родители освобождаются от оплаты содержания детей-инвалидов в государственных дошкольных образовательных учреждениях.
Подготовлено департаментом социальной защиты населения г. Москвы
На развитие сайта