Философия – это о духе, психология – о душе. Вроде бы, разделили «сферы влияния». Не спросившись, правда, у человека, у которого есть и дух, и душа, вершины и глубины. У каждого – свои, но есть. Дух углубляется в душах и одновременно возвышает их.
Мимо этого не может пройти психология: более того, это – ее главная проблема, рефлексивное отношение к которой вырабатывает уже философия. Создавались целые «психологии духа». Скажем, такие разные, как психология В.Франкла и психология В.В.Давыдова. Но и то, и другое – именно «психология духа». У Давыдова это была психология гегелевского объективного духа («Феноменологию духа» Гегеля он считал теоретико-психологическим сочинением). Но «гегелевско-давыдовский» дух не «лез», не вламывался в душу, пользуясь универсальной отмычкой интериоризации и прилагающимся набором общественно выработанных значений. Он находил в ней смысловую опору для своего углубления, конечно, прежде всего силами ее обладателя.
Кстати, понятие смысла – замковое звено, которое превращает вершинную и глубинную психологию, «психологию духа» в «психологию души» в одну психологию, психологию человека. И среди современных психологов замкнуть его удалось, в первую очередь, Борису Сергеевичу Братусю, моему доброму другу, которому 19 апреля исполнилось 70 лет. А приведенные выше соображения лишь позволяют воссоздать контекст, в котором Б.С.Братусь размышляет, исследует, практикует. Точнее – только часть контекста, который значительно шире.
Душа и дух могут жить, а могут «уживаться» в одном человеке. Как иногда уживается «душевное» здоровье, не вызывающе ни единого вопроса у психиатра, с тяжелой болезнью духа. Проблема различия психического и личностного здоровья, которую нащупал Братусь-патопсихолог и поставил перед Братусем-теоретиком психологии. Ибо она (как и прячущиеся за ней проблемы) – из тех, что составляют специфическое проблемное поле теоретическое психологии. И никакой иной она не по зубам.
Если, конечно, «иную» не представляет Борис Братусь. Всегда оставаясь при этом психологом духа и души, теоретиком психологии. И, вне сомнения, ее блистательным аксиологом.
С Юбилеем, дорогой друг!
Твой
Володя Кудрявцев
На развитие сайта