Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Александр Асмолов. Педагогика достоинства

Александр Асмолов. Педагогика достоинства

  • Закладки: 
  • Просмотров: 5 039
  •  
    • 0
Александр Асмолов. Педагогика достоинства


Педагогика достоинства, педагогика сотрудничества, педагогика развития – вот те линии, которые пересекаются между собой и дают новую палитру образования


Своим выступлением на конференции «Эврика–Авангард-2015» Александр Асмолов задал общий тон дискуссии о гуманистической педагогике, вновь показав, что остается не только верным рыцарем вариативности, педагогики сотрудничества и достоинства, но и бескомпромиссным противником единообразия, мелочного контроля, «пеленочного детерминизма» – словом, всего того, что мешает полноценному развитию школы и ребенка.

На каких трех китах держится система образования в контексте современности? Первый кит – это педагогика достоинства, которая ставит во главу всего достоинство личности. Вспомните стихи Булата Окуджавы «Святое наше воинство».

«Совместная жизнь, основанная на достоинстве – это главное, что у нас есть. Совместная жизнь, которая теряет достоинство, становится нечеловеческой жизнью», – писал Папа Иоанн XXIII.

«Человеческое достоинство и личностная свобода – вот главное, к чему мы должны двигаться», – говорил Михаил Бакунин в своих исследованиях.

И наконец, ярчайший философ XX века Юрген Хабермас писал: «Человеческая жизнь даже в своих анонимных формах обладает достоинством и прежде всего требует уважения к другой личности».

Казалось бы, простые слова. Но если даже в нашей Конституции робко записано достоинство личности как ключевая характеристика человека, без достоинства мы никуда не двинемся. А что значит достоинство? Достоинство имеет антиподом адаптацию, конформизм, превращение в крепостных и превращение в рабов. Я всегда цитирую Льва Толстого, который презрительно иронизировал: «Все устраиваются, когда же жить начнут?». Эта фраза, сохраненная его дневниками, резко противоречит системам культуры, в которых господствует однообразие, жесткая беспредельная определенность, упрощенчество. А как называются такие системы? Это тоталитарные или авторитарные системы. Они всегда пытаются погасить неопределенность, разнообразие, чтобы все привести к упрощенчеству, беспредельной простоте. Это надо отчетливо понимать.

Термин «педагогика достоинства» я впервые употребил в 1967 году в одной из своих работ, в которой писал, что учителя спорят о технологиях преподавания, а ученики на выпускном вечере признаются: «Я боюсь выходить из школы, я чувствую себя как ребенок, как звереныш в норе; не подумайте, что я счастлив, – мне страшно».

Педагогика достоинства неотделима от второго кита нашей системы образования – педагогики сотрудничества, содействия, сорадования, сострадания. Невероятно важная линия, она вошла в нашу жизнь благодаря усилиям Симона Соловейчика, Шалвы Амонашвили, других великих педагогов. Правда, ей сегодня пытаются указать на дверь.

И наконец, третий кит – это культурно-деятельностная идеология развития, которая представляет собой трансдисциплинарный подход, объединяющий психологию, социологию и культурологию. Наиболее емко эта линия прошла через последний стандарт дошкольного образования. Не может быть одной примерной программы. Могут быть только вариативные программы развития дошкольного образования. Это сказано очень отчетливо. И они же являются авторскими программами. Но когда происходят управленческие изменения, мы все время выбираем: либо мы контролируем, либо мы развиваем. Эта оппозиция между контролем и развитием – одна из ключевых оппозиций. Контроль рождает выученную беспомощность, апатию. Жесткий контроль рождает гиперопеку и концепцию пеленочного детерминизма. Что это такое? В ряде африканских племен ребенка связывали, чтобы он не мешал. Если мы хотим подарить миру пеленочных детерминантов, мы проигрываем, проигрываем и еще раз проигрываем.

Педагогика достоинства, педагогика сотрудничества, педагогика развития – вот те линии, которые пересекаются между собой и дают новую палитру образования.

Александр Асмолов,
директор ФИРО, академик РАО,
заведующий кафедрой психологии МГУ им. М.В. Ломоносова


Электронная газета "Вести образования". № 7 от 29 апреля 2015 г.




  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Сентябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Сентябрь 2018 (28)
Август 2018 (55)
Июль 2018 (50)
Июнь 2018 (41)
Май 2018 (31)
Апрель 2018 (60)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх