Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Позиция мифа в культуре будет усиливаться?

Позиция мифа в культуре будет усиливаться?

  • Закладки: 
  • Просмотров: 828
  • печатать
  •  
    • 0

Скульптура в Национальном парке "Танква Кару" (ЮАР). Фото с сайта www.trendymen.ru.


Еще антрополог Люсьен Леви-Брюль писал о том, что первобытно-мифологическая формация равноправно сосуществует в сознании современного человека наряду с более поздними. Философ Владимир Библер, развивая этот тезис, писал, что она находится с ними в диалоге, а они все вместе - в полилоге друг с другом.

Миф - это замена самосознания человека, которому вначале трудно вписаться в естественный порядок вещей (архаика), а потом, вписавшись и неизбежно перемешав факты с артефактами, - узнать себя в нем (современность). Мощный научно-технологический рост, за которым не поспевает наше исторически подростковое, в лучшем случае, самосознание, лишь усиливает позицию мифа в культуре. Особенно – на фоне профанации образования в части его содержания. А также - адресации государственной идеологии к наиболее примитивным формам мифологии, адаптированным к возможностям бытового сознания, где они закреплены, и в таком виде проецируются на картину современного мира.

Владимир Кудрявцев



Профессор РГГУ Сергей Неклюдов о о роли мифа в истории культуры и мифотворчестве в современном мире

Для современного человека совершенно естественно считать, что миф – это то, что не существует в реальности; обычно мы называем мифом и мифологией фантомы, овладевающие массовым сознанием. Однако мало кто задумывается над парадоксальностью данной ситуации, ведь для самих носителей мифологической традиции нет ничего достоверней мифа.

1. Мифология – это далеко не только система донаучных («непозитивных») знаний. Миф – это способ концептуального освоения человеком окружающего мира, необходимый ему для социального и культурного существования, для снятия стрессов, для комфортного бытия. Миф этиологичен – он объясняет, что откуда пошло. Он сообщает, откуда появилась смерть и как справиться с психологическим кризисом, который порожден обретением этого знания. Он истолковывает причины землетрясений, гроз, болезней и так далее; он рассказывает о происхождении вселенной и человека, карты звездного неба и особенностей рельефа, нынешних форм растений и повадок животных. Наконец, он регламентирует социальные и брачные отношения, сообщает правила отправления религиозных обрядов и осуществления хозяйственной деятельности.

Всякое объяснение, которое дает миф, успокоительно именно в силу того, что оно раскрывает причины явления. Ничто не беспокоит людей так, как беспричинность и неистолкованность; таково свойство человеческой психики. Поэтому с функциональной точки зрения миф является чрезвычайно важной вещью для человеческого общества.

2. О мифе можно говорить в двух планах. С одной стороны, слово «мифология» характеризует определенный тип мышления, противоположный рационально-логическому.

Мифологическими называют представления, не соответствующие нормам позитивного знания, а «мифологическая картина мира» – это картина мира, построенная на фундаменте «наивного», ненаучного мировоззрения.

С другой стороны, мифы – это тексты, которые передают мифологическое содержание. Они могут относится к разным жанровым разновидностям фольклора, быть короткими или пространными, прозаическими или поэтическими. До поры до времени считалось, что мифология существовала лишь в далёкую эпоху «детства человечества», а о мифологическом сознании и мифологических текстах можно говорить только применительно к архаической стадии общественного развития. Однако это неправильно.

3. В современной жизни и в современной культуре обнаруживается огромное количество рефлексов мифологического сознания и, более того, даже его основополагающие, «базисные» элементы. К ним относится, например, противопоставление «своё – чужое» (на котором базируются многочисленные ксенофобические мифы), мифологическую основу имеет и теория заговоров. Эсхатологическая модель, воплощенная в мифах о конце мира, воспроизводится в переживаниях современного массового человека, которые отражаются в мотивах «тепловой смерти вселенной», «оскудения природных ресурсов», «озоновых дыр» и так далее, – безотносительно к тому, насколько это имеет или не имеет научного обоснования. Обыденный, типовой, средний человек черпает из науки материал ровно таким же образом, как раньше этот материал черпался из эмпирических наблюдений и обрабатывался мифологическом сознании.

4. Есть мифология спонтанная, которую производит массовое сознание самопроизвольно, безотносительно к каким бы то ни было идущим извне импульсам. По-видимому, такое спонтанное порождение мифа обусловлено свойствами человеческой психологии, причем именно психологии массовой. Но есть и такая мифология, которая вполне сознательно продуцируется (как правило, людьми, связанными с властью) с прагматическими, политическими, идеологическими целями – прежде всего, для манипулирования общественным сознанием. Однако эти мифы должны соответствовать моделям спонтанной мифологии, поскольку в противном случае они не будут ни поняты, ни приняты.

5. Между архаическим мифом и мифом современным есть следующая разница. В архаическом обществе мифологическое сознание является всеобщим, тотально господствующим. Сознание же современного человека мозаично и фрагментировано. В нем те функции, которые имел миф в архаическом обществе, перераспределяются между такими «специализированными» традициями, как литература, искусство, массовая культура.

Массовая культура и, в частности, массовая литература берет на себя многие компенсаторные и регулятивные функции, которые предписывают человеку правила поведения, включая этические запреты и предписания, но делают это не прямо, а языком образов. Наука в чистом виде – удел немногих профессионалов, но наука, пришедшая к массовому человеку через школу, через популярные издания, через телевидение, сплошь да рядом используется для конструирования мифологических фантомов весьма архаического облика.

6. Возьмем, например, Монголию – страну старой буддистской культуры, имеющую семивековую письменную традицию. Однако в силу большого количества сельского населения (и городского лишь в первом поколении) архаические элементы в ней весьма устойчивы.
По традиционным монгольским поверьям, грозу производят драконы лу (слово китайского происхождения): когда сталкиваются два лу, гремит гром. Теперь же появляется объяснение, что гроза происходит от столкновения положительного и отрицательного зарядов; гром гремит, когда сталкиваются две молнии, однако сама молния все-таки возникает от столкновения двух лу. Так научная аргументация и научная фактология укладываются в рамки мифа. И таких случаев много.

7. Степной житель легко соглашается, что человек произошел от обезьяны, но за этой легкостью, по-видимому, стоит не столько убежденность в правоте дарвинизма, сколько известный в Монголии тибетский миф о происхождении человека от горной ведьмы и царя обезьян. В таком случае научные данные опять-таки находят соответствие в мифе, что облегчает принятие дарвинистской идеи. Или интерпретация огромных костей динозавра как останков древних драконов лу. Это – опять-таки случай монтажа мифологических и современных позитивных знаний, использование модели мифа для осмысления научных данных.

На самом деле подобных вещей много и в нашей жизни. Просто чужое по сравнению со своим лучше заметно – темнее всего под свечкой.. Но если хорошенько подумать и понаблюдать, мы и вокруг себя обнаружим достаточное количество проявлений мифологического сознания, мифологических образов, переряженных в современные одежды, и мифологических представлений в наукообразной форме.

www.postnauka.ru

Сергей Неклюдов - доктор филологических наук, профессор, научный руководитель Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, заведующий лабораторией теоретической фольклористики Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Биографическая справка - Михайлов Феликс Трофимович
23-02-2006
Биографическая

Михайлов Феликс Трофимович (12.04.1930, г.
 А.В.Запорожец: от идеи самоценности детства - к принципам самодетерминации и амплификации детского развития
15-09-2005
А.В.Запорожец: от

О преподавании истории и о самой истории
29-03-2008
О преподавании

Коллоквиум памяти Е.М.Мелетинского в Сан-Паулу
31-01-2007
Коллоквиум памяти

Психология и мифология о развитии человека
06-11-2004
Психология и

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Декабрь 2017 (28)
Ноябрь 2017 (48)
Октябрь 2017 (54)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх