Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

 
» » Позиция мифа в культуре будет усиливаться?

Позиция мифа в культуре будет усиливаться?

  • Закладки: 
  • Просмотров: 806
  • печатать
  •  
    • 0

Скульптура в Национальном парке "Танква Кару" (ЮАР). Фото с сайта www.trendymen.ru.


Еще антрополог Люсьен Леви-Брюль писал о том, что первобытно-мифологическая формация равноправно сосуществует в сознании современного человека наряду с более поздними. Философ Владимир Библер, развивая этот тезис, писал, что она находится с ними в диалоге, а они все вместе - в полилоге друг с другом.

Миф - это замена самосознания человека, которому вначале трудно вписаться в естественный порядок вещей (архаика), а потом, вписавшись и неизбежно перемешав факты с артефактами, - узнать себя в нем (современность). Мощный научно-технологический рост, за которым не поспевает наше исторически подростковое, в лучшем случае, самосознание, лишь усиливает позицию мифа в культуре. Особенно – на фоне профанации образования в части его содержания. А также - адресации государственной идеологии к наиболее примитивным формам мифологии, адаптированным к возможностям бытового сознания, где они закреплены, и в таком виде проецируются на картину современного мира.

Владимир Кудрявцев



Профессор РГГУ Сергей Неклюдов о о роли мифа в истории культуры и мифотворчестве в современном мире

Для современного человека совершенно естественно считать, что миф – это то, что не существует в реальности; обычно мы называем мифом и мифологией фантомы, овладевающие массовым сознанием. Однако мало кто задумывается над парадоксальностью данной ситуации, ведь для самих носителей мифологической традиции нет ничего достоверней мифа.

1. Мифология – это далеко не только система донаучных («непозитивных») знаний. Миф – это способ концептуального освоения человеком окружающего мира, необходимый ему для социального и культурного существования, для снятия стрессов, для комфортного бытия. Миф этиологичен – он объясняет, что откуда пошло. Он сообщает, откуда появилась смерть и как справиться с психологическим кризисом, который порожден обретением этого знания. Он истолковывает причины землетрясений, гроз, болезней и так далее; он рассказывает о происхождении вселенной и человека, карты звездного неба и особенностей рельефа, нынешних форм растений и повадок животных. Наконец, он регламентирует социальные и брачные отношения, сообщает правила отправления религиозных обрядов и осуществления хозяйственной деятельности.

Всякое объяснение, которое дает миф, успокоительно именно в силу того, что оно раскрывает причины явления. Ничто не беспокоит людей так, как беспричинность и неистолкованность; таково свойство человеческой психики. Поэтому с функциональной точки зрения миф является чрезвычайно важной вещью для человеческого общества.

2. О мифе можно говорить в двух планах. С одной стороны, слово «мифология» характеризует определенный тип мышления, противоположный рационально-логическому.

Мифологическими называют представления, не соответствующие нормам позитивного знания, а «мифологическая картина мира» – это картина мира, построенная на фундаменте «наивного», ненаучного мировоззрения.

С другой стороны, мифы – это тексты, которые передают мифологическое содержание. Они могут относится к разным жанровым разновидностям фольклора, быть короткими или пространными, прозаическими или поэтическими. До поры до времени считалось, что мифология существовала лишь в далёкую эпоху «детства человечества», а о мифологическом сознании и мифологических текстах можно говорить только применительно к архаической стадии общественного развития. Однако это неправильно.

3. В современной жизни и в современной культуре обнаруживается огромное количество рефлексов мифологического сознания и, более того, даже его основополагающие, «базисные» элементы. К ним относится, например, противопоставление «своё – чужое» (на котором базируются многочисленные ксенофобические мифы), мифологическую основу имеет и теория заговоров. Эсхатологическая модель, воплощенная в мифах о конце мира, воспроизводится в переживаниях современного массового человека, которые отражаются в мотивах «тепловой смерти вселенной», «оскудения природных ресурсов», «озоновых дыр» и так далее, – безотносительно к тому, насколько это имеет или не имеет научного обоснования. Обыденный, типовой, средний человек черпает из науки материал ровно таким же образом, как раньше этот материал черпался из эмпирических наблюдений и обрабатывался мифологическом сознании.

4. Есть мифология спонтанная, которую производит массовое сознание самопроизвольно, безотносительно к каким бы то ни было идущим извне импульсам. По-видимому, такое спонтанное порождение мифа обусловлено свойствами человеческой психологии, причем именно психологии массовой. Но есть и такая мифология, которая вполне сознательно продуцируется (как правило, людьми, связанными с властью) с прагматическими, политическими, идеологическими целями – прежде всего, для манипулирования общественным сознанием. Однако эти мифы должны соответствовать моделям спонтанной мифологии, поскольку в противном случае они не будут ни поняты, ни приняты.

5. Между архаическим мифом и мифом современным есть следующая разница. В архаическом обществе мифологическое сознание является всеобщим, тотально господствующим. Сознание же современного человека мозаично и фрагментировано. В нем те функции, которые имел миф в архаическом обществе, перераспределяются между такими «специализированными» традициями, как литература, искусство, массовая культура.

Массовая культура и, в частности, массовая литература берет на себя многие компенсаторные и регулятивные функции, которые предписывают человеку правила поведения, включая этические запреты и предписания, но делают это не прямо, а языком образов. Наука в чистом виде – удел немногих профессионалов, но наука, пришедшая к массовому человеку через школу, через популярные издания, через телевидение, сплошь да рядом используется для конструирования мифологических фантомов весьма архаического облика.

6. Возьмем, например, Монголию – страну старой буддистской культуры, имеющую семивековую письменную традицию. Однако в силу большого количества сельского населения (и городского лишь в первом поколении) архаические элементы в ней весьма устойчивы.
По традиционным монгольским поверьям, грозу производят драконы лу (слово китайского происхождения): когда сталкиваются два лу, гремит гром. Теперь же появляется объяснение, что гроза происходит от столкновения положительного и отрицательного зарядов; гром гремит, когда сталкиваются две молнии, однако сама молния все-таки возникает от столкновения двух лу. Так научная аргументация и научная фактология укладываются в рамки мифа. И таких случаев много.

7. Степной житель легко соглашается, что человек произошел от обезьяны, но за этой легкостью, по-видимому, стоит не столько убежденность в правоте дарвинизма, сколько известный в Монголии тибетский миф о происхождении человека от горной ведьмы и царя обезьян. В таком случае научные данные опять-таки находят соответствие в мифе, что облегчает принятие дарвинистской идеи. Или интерпретация огромных костей динозавра как останков древних драконов лу. Это – опять-таки случай монтажа мифологических и современных позитивных знаний, использование модели мифа для осмысления научных данных.

На самом деле подобных вещей много и в нашей жизни. Просто чужое по сравнению со своим лучше заметно – темнее всего под свечкой.. Но если хорошенько подумать и понаблюдать, мы и вокруг себя обнаружим достаточное количество проявлений мифологического сознания, мифологических образов, переряженных в современные одежды, и мифологических представлений в наукообразной форме.

www.postnauka.ru

Сергей Неклюдов - доктор филологических наук, профессор, научный руководитель Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, заведующий лабораторией теоретической фольклористики Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Биографическая справка - Михайлов Феликс Трофимович
23-02-2006
Биографическая

Михайлов Феликс Трофимович (12.04.1930, г.
 А.В.Запорожец: от идеи самоценности детства - к принципам самодетерминации и амплификации детского развития
15-09-2005
А.В.Запорожец: от

О преподавании истории и о самой истории
29-03-2008
О преподавании

Коллоквиум памяти Е.М.Мелетинского в Сан-Паулу
31-01-2007
Коллоквиум памяти

Психология и мифология о развитии человека
06-11-2004
Психология и

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Октябрь 2017 (36)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Июнь 2017 (60)
Май 2017 (45)
У нас
  • Популярное
  • Мимо главной
Облако тегов
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх