Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

 
» » Многообразие - спасение школы от шизофрении

Многообразие - спасение школы от шизофрении

  • Закладки: 
  • Просмотров: 782
  • печатать
  •  
    • 0


От разрушения открытые системы спасает многообразие. Единое образовательное пространство крепится вариативностью подходов, учебных материалов, спецификой программ. Именно так удовлетворяются потребности разных социальных, этнических, конфессиональных и других групп в школьном образовании


15.06.2015

Хорошая новость: сегодня школа — самая открытая система в стране.

И это едва ли не главный результат образовательной политики последних 25 лет.

Сравните с милицией, армией, судами, медициной, учреждениями культуры или социального обеспечения! Почти все, что происходит в казарме, тюремной камере, в судебном процессе и дознании, даже в больничной палате или в парламентском закулисье, скрыто от общества.

Про школу даже сериалы намного честнее, чем про милицию.

А в споры о ЕГЭ вовлечена вся страна!

Правда, сколько ни обсуждай, события развиваются по своему сценарию.

ЕГЭ критикуют, а он продолжается.

Укрупнение школ критикуют, а оно идет.

Министров всех уровней ругают, а они продолжают работать.

Математики, литераторы, историки, физики требуют больше часов, а им не дают.

Священники требуют преподавания религиозных культур с начальной школы до выпуска, но этого нет. По крайней мере пока.

Депутаты требуют единого учебника по всем предметам и одинакового учебного материала во всех школах страны — тоже пока не вводится.

Все предметники хотят обязательного ЕГЭ по своему предмету — с этим тоже нет прогресса.

Но если бы у школы не было защиты от вала противоречащих друг другу, а иногда и здравому смыслу идей и предложений, ее разорвало бы.

В массовом сознании школа представляется монолитом, изменить хотят все, везде и сразу: уж если вводить раздельное обучение мальчиков и девочек, то сразу во всех школах страны!

Если вводить уроки бадминтона — то, конечно, в каждой школе!

Политинформацию — в каждом классе! И так далее.

Но от разрушения открытые системы спасает многообразие. Единое образовательное пространство крепится вариативностью подходов, учебных материалов, спецификой программ. Именно так удовлетворяются потребности разных социальных, этнических, конфессиональных и других групп в школьном образовании.

— Вам не нравится ЭТА школа? Пожалуйте в другую, она отличается от первой.

Но если все школы одинаковые, то выхода из этого тупика нет: они все ПЛОХИЕ! Просто потому, что не могут одинаковые школы удовлетворить разные потребности и интересы разных социальных групп.

Но тот, кто нашел СВОЮ школу, — не хнычет и не досадует.

Бывает и по-другому: одну школу делают внутри такой вариативной, что возможны индивидуальные образовательные программы почти для каждого ребенка. В этом и заключается идея образовательных комплексов.

Когда в предельной неоднородности общества, вместо того чтобы обеспечить законные интересы разных групп в разных школах, партия и правительство провозглашают принцип единой школы и пытаются всунуть в нее все хотелки вышеперечисленных интересантов, учитель сходит с ума, пытаясь хоть как-то уразуметь смысл происходящего.

И тут возникает спасительная мысль — вернуть все, как было!

Ради бога, восстановите товарища Яровую в КПСС, наградите ее орденом Ленина, присудите ей Ленинскую премию и пригласите на мавзолей.

В конце концов, комплексы лечатся, не такая уж это смертельная болезнь.

А как же единое образовательное пространство?

Так ради него все это и нужно! Единство (абсолютно необходимое) задается единообразными требованиями к условиям и результатам, что и отражено в Законе «Об образовании», и вовлечением граждан в образовательную политику. А чтобы это вовлечение приводило к реальным последствиям, необходимы разнообразие и вариативность. Притом что школа открыта как институт, внутри могут реализовываться интересы и идеальные представления о школе разных слоев общества: военных, патриотов, космополитов, священников, почвенников и западников, музыкантов и бадминтонистов (господи, прости), шахматистов и почитателей гимна.

И не надо маниакально разрушать единое пространство открытой школы ради торжества представлений вчерашнего дня.

www.novayagazeta.ru


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Финляндия: образование в кафетерии (комментарий В.К.)
26-03-2015
Финляндия:

Правительство Финляндии намерено провести
В школу - учиться и... влюбляться
09-11-2014
В школу - учиться

Золотой медалист Василий Давыдов умел
О введении предшкольного образования (рабочие материалы Министерства образования и науки РФ)
29-01-2005
О введении

Алексей Воронцов: работа по новому стандарту свелась к имитации
13-04-2012
Алексей Воронцов:

О введении предшкольного образования (рабочие материалы Министерства образования и науки РФ)
20-01-2005
О введении

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Октябрь 2017 (33)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Июнь 2017 (60)
Май 2017 (45)
У нас
  • Популярное
  • Мимо главной
Облако тегов
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх