От разрушения открытые системы спасает многообразие. Единое образовательное пространство крепится вариативностью подходов, учебных материалов, спецификой программ. Именно так удовлетворяются потребности разных социальных, этнических, конфессиональных и других групп в школьном образовании
15.06.2015Хорошая новость: сегодня школа — самая открытая система в стране.
И это едва ли не главный результат образовательной политики последних 25 лет.
Сравните с милицией, армией, судами, медициной, учреждениями культуры или социального обеспечения! Почти все, что происходит в казарме, тюремной камере, в судебном процессе и дознании, даже в больничной палате или в парламентском закулисье, скрыто от общества.
Про школу даже сериалы намного честнее, чем про милицию.
А в споры о ЕГЭ вовлечена вся страна!
Правда, сколько ни обсуждай, события развиваются по своему сценарию.
ЕГЭ критикуют, а он продолжается.
Укрупнение школ критикуют, а оно идет.
Министров всех уровней ругают, а они продолжают работать.
Математики, литераторы, историки, физики требуют больше часов, а им не дают.
Священники требуют преподавания религиозных культур с начальной школы до выпуска, но этого нет. По крайней мере пока.
Депутаты требуют единого учебника по всем предметам и одинакового учебного материала во всех школах страны — тоже пока не вводится.
Все предметники хотят обязательного ЕГЭ по своему предмету — с этим тоже нет прогресса.
Но если бы у школы не было защиты от вала противоречащих друг другу, а иногда и здравому смыслу идей и предложений, ее разорвало бы.
В массовом сознании школа представляется монолитом, изменить хотят все, везде и сразу: уж если вводить раздельное обучение мальчиков и девочек, то сразу во всех школах страны!
Если вводить уроки бадминтона — то, конечно, в каждой школе!
Политинформацию — в каждом классе! И так далее.
Но от разрушения открытые системы спасает многообразие. Единое образовательное пространство крепится вариативностью подходов, учебных материалов, спецификой программ. Именно так удовлетворяются потребности разных социальных, этнических, конфессиональных и других групп в школьном образовании.
— Вам не нравится ЭТА школа? Пожалуйте в другую, она отличается от первой.
Но если все школы одинаковые, то выхода из этого тупика нет: они все ПЛОХИЕ! Просто потому, что не могут одинаковые школы удовлетворить разные потребности и интересы разных социальных групп.
Но тот, кто нашел СВОЮ школу, — не хнычет и не досадует.
Бывает и по-другому: одну школу делают внутри такой вариативной, что возможны индивидуальные образовательные программы почти для каждого ребенка. В этом и заключается идея образовательных комплексов.
Когда в предельной неоднородности общества, вместо того чтобы обеспечить законные интересы разных групп в разных школах, партия и правительство провозглашают принцип единой школы и пытаются всунуть в нее все хотелки вышеперечисленных интересантов, учитель сходит с ума, пытаясь хоть как-то уразуметь смысл происходящего.
И тут возникает спасительная мысль — вернуть все, как было!
Ради бога, восстановите товарища Яровую в КПСС, наградите ее орденом Ленина, присудите ей Ленинскую премию и пригласите на мавзолей.
В конце концов, комплексы лечатся, не такая уж это смертельная болезнь.
А как же единое образовательное пространство?
Так ради него все это и нужно! Единство (абсолютно необходимое) задается единообразными требованиями к условиям и результатам, что и отражено в Законе «Об образовании», и вовлечением граждан в образовательную политику. А чтобы это вовлечение приводило к реальным последствиям, необходимы разнообразие и вариативность. Притом что школа открыта как институт, внутри могут реализовываться интересы и идеальные представления о школе разных слоев общества: военных, патриотов, космополитов, священников, почвенников и западников, музыкантов и бадминтонистов (господи, прости), шахматистов и почитателей гимна.
И не надо маниакально разрушать единое пространство открытой школы ради торжества представлений вчерашнего дня.
www.novayagazeta.ru
На развитие сайта