Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Многообразие - спасение школы от шизофрении

Многообразие - спасение школы от шизофрении

  • Закладки: 
  • Просмотров: 845
  •  
    • 0


От разрушения открытые системы спасает многообразие. Единое образовательное пространство крепится вариативностью подходов, учебных материалов, спецификой программ. Именно так удовлетворяются потребности разных социальных, этнических, конфессиональных и других групп в школьном образовании


15.06.2015

Хорошая новость: сегодня школа — самая открытая система в стране.

И это едва ли не главный результат образовательной политики последних 25 лет.

Сравните с милицией, армией, судами, медициной, учреждениями культуры или социального обеспечения! Почти все, что происходит в казарме, тюремной камере, в судебном процессе и дознании, даже в больничной палате или в парламентском закулисье, скрыто от общества.

Про школу даже сериалы намного честнее, чем про милицию.

А в споры о ЕГЭ вовлечена вся страна!

Правда, сколько ни обсуждай, события развиваются по своему сценарию.

ЕГЭ критикуют, а он продолжается.

Укрупнение школ критикуют, а оно идет.

Министров всех уровней ругают, а они продолжают работать.

Математики, литераторы, историки, физики требуют больше часов, а им не дают.

Священники требуют преподавания религиозных культур с начальной школы до выпуска, но этого нет. По крайней мере пока.

Депутаты требуют единого учебника по всем предметам и одинакового учебного материала во всех школах страны — тоже пока не вводится.

Все предметники хотят обязательного ЕГЭ по своему предмету — с этим тоже нет прогресса.

Но если бы у школы не было защиты от вала противоречащих друг другу, а иногда и здравому смыслу идей и предложений, ее разорвало бы.

В массовом сознании школа представляется монолитом, изменить хотят все, везде и сразу: уж если вводить раздельное обучение мальчиков и девочек, то сразу во всех школах страны!

Если вводить уроки бадминтона — то, конечно, в каждой школе!

Политинформацию — в каждом классе! И так далее.

Но от разрушения открытые системы спасает многообразие. Единое образовательное пространство крепится вариативностью подходов, учебных материалов, спецификой программ. Именно так удовлетворяются потребности разных социальных, этнических, конфессиональных и других групп в школьном образовании.

— Вам не нравится ЭТА школа? Пожалуйте в другую, она отличается от первой.

Но если все школы одинаковые, то выхода из этого тупика нет: они все ПЛОХИЕ! Просто потому, что не могут одинаковые школы удовлетворить разные потребности и интересы разных социальных групп.

Но тот, кто нашел СВОЮ школу, — не хнычет и не досадует.

Бывает и по-другому: одну школу делают внутри такой вариативной, что возможны индивидуальные образовательные программы почти для каждого ребенка. В этом и заключается идея образовательных комплексов.

Когда в предельной неоднородности общества, вместо того чтобы обеспечить законные интересы разных групп в разных школах, партия и правительство провозглашают принцип единой школы и пытаются всунуть в нее все хотелки вышеперечисленных интересантов, учитель сходит с ума, пытаясь хоть как-то уразуметь смысл происходящего.

И тут возникает спасительная мысль — вернуть все, как было!

Ради бога, восстановите товарища Яровую в КПСС, наградите ее орденом Ленина, присудите ей Ленинскую премию и пригласите на мавзолей.

В конце концов, комплексы лечатся, не такая уж это смертельная болезнь.

А как же единое образовательное пространство?

Так ради него все это и нужно! Единство (абсолютно необходимое) задается единообразными требованиями к условиям и результатам, что и отражено в Законе «Об образовании», и вовлечением граждан в образовательную политику. А чтобы это вовлечение приводило к реальным последствиям, необходимы разнообразие и вариативность. Притом что школа открыта как институт, внутри могут реализовываться интересы и идеальные представления о школе разных слоев общества: военных, патриотов, космополитов, священников, почвенников и западников, музыкантов и бадминтонистов (господи, прости), шахматистов и почитателей гимна.

И не надо маниакально разрушать единое пространство открытой школы ради торжества представлений вчерашнего дня.

www.novayagazeta.ru




  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Вариативность образования предложено сделать составляющей стратегии развития РФ
21-10-2016
Вариативность образования предложено сделать

Российскому обществу необходимо многообразие школьного образования. Такую идею выдвинули эксперты Общероссийского гражданского
Общая социология. Тематика курсовых работ для первого и второго курса.
04-03-2003
Общая социология. Тематика курсовых работ для

Общая социология Тематика курсовых работ для первого и второго курса социологического факультета РГГУ. Становление предмета
Кто победит после выбора учебников? (открытое письмо ученых и практиков системы РО)
07-03-2011
Кто победит после выбора учебников? (открытое

  • Календарь
  • Архив
«    Июнь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Июнь 2018 (19)
Май 2018 (31)
Апрель 2018 (60)
Март 2018 (53)
Февраль 2018 (41)
Январь 2018 (41)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх