Нашего друга, социолога, доцента «Вышки» Галину Градосельскую можно поздравить с выходом новой книги – «Бизнес-сети в России». Градосельская – одна из первых среди всех пионеров сетевого подхода в отечественной социологии. Поздравлять надо было еще в 2014 г., когда книгу выпустил Издательский домом Высшей школы экономики в 2014 г. Но дочитать получилось только сейчас.
Не меньше оснований поздравить и читателей книги, хотя ей следовало бы увидеть свет лет 10 назад. Но именно эти 10 лет собирался и обрабатывался тот уникальный материал, который рождала и копила практика отечественного бизнеса, осмысленная автором, содержательно и нетрафаретно (под натиском авторской аргументации сдувается целый ряд дежурных мифов о предмете исследования).
Какие эпитеты навскидку вызывал у российского человека слово «рынок» последние четверть века? Грабительский, жульнический, бандитский… Между тем, рынок, по определению, прежде всего – свободный.
Российский рынок на протяжении всей своей короткой жизни вынашивает свободу – в условиях жесточайшего сопротивления своим собственным институтам и государству. Бизнес-менеджмент нередко стремится копировать не лучшие черты госуправления, а госуправление – выполнять функции бинес-менеджмента в той мере, в какой их представляют себе чиновники (типичный пример – ФАНО). Но интенция к свободе зреет и нарастает внутри рынка, проявляя себя в латентных формах.
Это – по сути, главный вывод, к которому приходит автор по итогам грандиозного массива социологических данных, полученных специальными методами.
Вывод – вроде бы, если не очевидный, то ожидаемый, но… откуда тогда непрошибаемость российского корпоративного уклада, которая порой ставит крест на экономической эффективности?
И где тот критический камень в этой кладке (он, как выясняется, не экономического происхождения), который скрывает в себе риск обрушения всей корпоративной конфигурации?
Обо всем этом – в новой книге Галины Градосельской.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта