110 лет назад родился Александр Владимирович Запорожец – классик культурно-исторической и теоретико-деятельностной психологии, великий исследователь детства и творец той психолого-педагогической культуры, в которой детство смогло найти опору для своего развития, ученик Л.С.Выготского, учитель моих учителей и друзей, создатель Института дошкольного воспитания, ставшего для меня родным домом на 20 лет.
Александр Владимирович показал, что ребенок, даже при самом мощном педагогическом прессинге, не может быть «вписан» ни в какие социальные контексты «помимо собственной воли». Он может только сам себя «вписать» в человеческую жизнь своими произвольными действиями, используя для этого разнообразные средства культуры. Необходимость обращения к ним возникает в момент встречи любого взрослого усилия, направленного на ребенка, с детской инициативой, поначалу непроизвольной, но обязательно обнаруживающей себя в чем-то – порой неожиданном для взрослого, но значимом для ребенка.
Если это усилие и эта инициатива сойдутся (а как часто они расходятся!), импульс сменит осмысленное стремление, слепое ожидание неизвестного – эмоциональное предвосхищение будущего, которое ребенок творит вместе со взрослым, безудержную, неуправляемую аффектацию – сопереживание.
Педагогика поддержки детских инициатив, содействия в их «опроизволивании», педагогика освоения культурной свободы - основа развивающего дошкольного образования, которое строил А.В.Запорожец вместе со своей школой.
Этот дом и сегодня строится. Жизнь продолжается – а в ней продолжает себя Александр Владимирович Запорожец.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта