Здравствуйте! Хотелось бы спросить, возможно ли сравнивать понятия интериоризации в культурно-исторической теории с психоаналитическим понятием интроекция. Если да, то как они отличаются друг от друга и какие у них общие черты?
Анастасия
Из архива "Гостевой книги"
Уважаемая Анастасия,
Интроекция (как трактовал ее автор этого понятия Ш.Ференци, да и последующие психоаналитики) – это защитный механизм, когда человек вбирает в свой субъективный мир образы, позиции, установки и др. людей. В психоанализе – это своего рода «превентивная мера», направленная на отражение индивидом возможной агрессии со стороны этих людей, общества в целом, агрессия, которая неотвратима. Это одновременно - условная компенсация ограниченности индивидуальных возможностей. Т.е., грубо говоря, компеснсация «слабости» индивида, его незащищенности перед лицом всемогущего рода человеческого, который, по определению, и умнее, и умелее, и опытнее.
Понятие интериоризации у Л.С.Выготского также предполагает перенос отношений людей, которые складываются внутри человеческой культуры, в план индивидуального сознания. Тем не менее оно несет в себе во многом противоположный смысловой заряд. Интериоризация, по Выготскому, - не компенсация «слабости», а обретение «силы», автономии. Ведь итог процесса интериоризации – это самостоятельное выполнение индивидом действия, которое до этого осуществлялось, как минимум, двумя людьми. Один здесь – не фиктивно, а реально «равен» двум, трем, четырем, группе, человечеству.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта