Сергей Мареев рассказывал, что в 1979 г., совсем незадолго до смерти Ильенкова, он пришел в Институт философии, где обнаружил своего учителя плачущим. Оказывается, китайцы напали на Вьетнам. Ильенковская чувствительность, как бы сказали сейчас, пассионарность, была хорошо известна в его кругу. Как и то, что ее обостряло особое чувство и понимание значимости повода, когда плач предваряется мыслью, а не наоборот…
Владимир Кудрявцев
1957 г., на банкете после защиты диссертации В.С. Тюхтина (собеседник Э.В.Ильенкова – В.В. Давыдов). Фото из архива А.В. Потемкина.
"Уметь видеть предмет по-человечески – значит уметь видеть его «глазами другого человека», глазами всех других людей, значит, в самом акте непосредственного созерцания выступать в качестве полномочного представителя «человеческого рода» (а в условиях классового расчленения этого «рода» – класса, реализующего общий прогресс этого рода).
Это своеобразное умение как раз и вызывает к жизни ту самую способность, которая называется «воображением», «фантазией», – ту самую способность, которая позднее, в искусстве, достигает профессиональных высот своего развития, своей культуры.
Уметь смотреть на окружающий мир глазами другого человека – значит, в частности, уметь «принимать близко к сердцу» интерес другого человека, его запросы к действительности, его потребность. Это значит уметь сделать всеобщий «интерес» своим личным и личностным интересом, потребностью своей индивидуальности, ее пафосом.
Как раз это невозможно сделать без развитой силы воображения. Ведь только она и позволяет видеть вещи глазами другого человека, с его точки зрения, не превращаясь реально в этого другого.
Само собой разумеется, это не значит, что человеческий индивидуум каждый раз вынужден последовательно «воображать» себя на месте каждого из своих собратьев по роду и «представлять», как вещь выглядит с точки зрения каждого из них. Это, кроме всего прочего, и невозможно, не говоря уже о том, что простая сумма образов, полученных с разных точек зрения, никогда не даст образа вещи, какой она выглядит с точки зрения рода в целом. Ибо как род в целом не есть простая сумма отдельных индивидуумов, так и человеческий образ вещи не есть простая сумма образов, получающихся в головах отдельных людей" (Эвальд Ильенков, философ, психолог).
На развитие сайта