Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Елена Кравцова: Стало много взрослых людей, которые по своему психологическому возрасту являются дошкольниками

  • Закладки: 
  • Просмотров: 3 086
  •  
    • 0

Фото

Владимир Кудрявцев



Другое психологическое образование

Про жульничество, психологический возраст и особенности обучения культурно-исторической психологии

4.12.2015

Институту психологии РГГУ в этом году исполнилось 20 лет. Правда, проект учебного заведения начал разрабатываться еще в конце 80-х, и только в 1996, в связи со столетием Льва Выготского, было принято решение присвоить Институту имя выдающегося психолога.

Впрочем, имя Льва Выготского возникло не случайно и его присвоение не было простой формальностью. В основу учебного процесса был положен проектирующий метод, о котором писал ученый, предусматривающий особую рефлексивность, переосмысление достигнутых и корректировку последующих этапов.

Концепция Института строится на тезисе Льва Выготского о том, что человек поступает личностно, когда он чувствует себя источником своего поведения и деятельности. Поэтому одной из основных задач было создание особой атмосферы, направленной на формирование у студентов и преподавателей активной творческой позиции. Эта позиция проявляется в трёх сферах деятельности: исследовательской, практической и педагогической. Соответственно, в институте есть три вида структурных подразделений: кафедры, учебно-научные лаборатории и мастерские. Кроме этого, в Институте работает Центр практической психологии .


Студенты проходят разнообразные практики в образовательных, коррекционных, медицинских, пенитенциарных, социальных учреждениях. На первом и втором курсах для них организованы мастерские: Экспериментальный психологический театр, Коммуникация с текстом, Психологическое рисование и Психологическое движение, на третьем – Психология режиссуры, на четвертом – Психологическое проектирование, а на пятом – Практическая методология психологии.

Подробнее о культурно-исторической психологии и специфике обучения Радио Свобода рассказали директор Институту психологии имени Л.Выготского Елена Кравцова и аспирантка этого института Надежда Ячменёва.

Елена Кравцова, директор Институту психологии имени Л.Выготского:

- До сих пор на разных конференциях люди спорят – кем был Выготский? Кто-то считает его педагогом, кто-то называет его психологом, кто-то говорит, что он дефектолог, потому что основал Институт дефектологии. Многие считают его лингвистом, потому что и лингвисты и филологи до сих пор используют его работы, его идеи в своих трудах. Возникшие сравнительно недавно новые специальности, такие, как культурная антропология или социальная антропология, тоже связывают с именем Выготского.

Сошлюсь на одного из близких учеников Льва Семеновича Выготского Даниила Борисовича Эльконина, который сказал, что Выготский просто напросто создал новую психологию, которую он назвал неклассической. И так же как когда-то Нильс Бор, с которого началась неклассическая физика, неклассическая психология стала, с одной стороны, визитной карточкой культурно-исторической теории, а с другой стороны, той базой, на основании которой существует довольно много разного рода и образовательных, и реабилитационных, и коррекционных, и развивающих программ.

Надо сказать, что раньше психологи допускались к составлению образовательных программ с большой осторожностью. Но было короткое время в образовании, при министре Эдуарде Дмитриевиче Днепрове, когда появилась возможность сделать программу. И некоторая группа психологов со мной вместе сделала программу для детей дошкольного возраста. Но когда уже предстояло внедрять, то выяснилось, что помимо программы, нужны и взрослые с другим сознанием. То есть надо было создавать другое психологическое образование.

И в этом смысле большая подсказка таилась в биографии Льва Выготского. Потому что Выготский до сих пор остается практически единственным психологом, который пришел в психологию не из анатомии и физиологии, а из искусства. Если вспомнить известную фразу Маркса о том, что ключ к анатомии обезьяны лежит в анатомии человека, то ключ к пониманию переживания, а слово "переживание" является одним из ключевых в теории Выготского, можно понять тогда, когда ты занимаешь со зрелой личностью, а не когда рассматриваешь его физиологические и анатомические особенности. И то образование, которое реализуется в нашем институте вот уже 20 лет, связано с концепцией Выготского, потому что у нас есть дисциплины, предметы, которые разрабатывались специально для института, которые, как нам кажется, позволяют не просто изучить теорию, не просто ее понять, а в ней пожить.

Например, у нас есть такие дисциплины как экспериментальный психологический театр. Это некоторое введение в психологию, которое позволяет студентам не только освоить достаточно значимые знания, умения, навыки или компетенции, а просто почувствовать.

Сейчас рисование стало одним из самых модных видов терапии,а нам уже тогда казалось, что если это заложить сначала, то, во-первых, получится человек, который излечит себя сам при наличии проблемы, во-вторых, сможет более адекватно помогать и строить свои взаимоотношения с теми, кто будет нуждаться в его помощи. Мы практически единственное психологическое учреждение, где есть и кафедра, и предмет, который называется "Психологическое проектирование". Проектирующий метод – это тоже одна из наших визитных карточек, как и зона ближайшего развития культурно-исторической теории.

Вообще, проектирующий метод у Выготского называется экспериментально-генетический. Это метод, который позволяет моделировать процессы развития. Поэтому для культурно-исторического психолога главное – не что есть, а что может быть или что будет. И когда мы обучаем студентов этому самому проектирующему методу, они становятся универсальными психологами. Неважно, какая специальность или какое направление у них будет написано в дипломе, важно, что работать он сможет в самых разных отраслях. Если он научился моделировать процессы развития, то он сможет это делать и со взрослыми, и с детьми, и с людьми с особенностями развития, с одаренными или гениальными, с людьми разных профессий.


Психологический возраст

Взять хотя бы психологический возраст, те психологические особенности, которые есть у человека на том или ином этапе. Выготский в работе, кстати, неизданной, по педологии подростка, пишет, что в подростковом возрасте очень сильно расходятся возрасты социальный, физиологический и психологический. И мне кажется, что сейчас это расхождение стало намного больше. Те студенты, которые приходили 5-6 лет назад, были взрослее, чем те, что приходят сегодня. А лет 10 назад они были еще взрослее. Очень часто у преподавателя начинается ностальгия – а вот помните такой курс, какие они были?!

Стало много взрослых людей, которые по своему психологическому возрасту являются дошкольниками. Например, пожилая женщина, которая приходит со своим 40-летним сыном к психологу (это реальная ситуация) и говорит: "Вы знаете, мы никак не можем жениться". И он сидит, послушно кивает. Причем, он абсолютно интеллектуально сохранный, вполне приличный инженер. Но по своим личностным особенностям он является маленьким, незрелым или инфантильным.


Случается и так, что дети оказываются более взрослыми даже по сравнению с собственными родителями. Более того, им трудно общаться со сверстниками, и они очень это переживают. Им хочется, но сделать этого они не могут, потому что смотрят другими глазами.

У нас есть такой проект, когда студенты ездят в дом престарелых как волонтеры и проходят там практику. Наблюдения самые разные. Есть кто-то, кого очень трудно назвать мудрым, и трудно от него мудрости требовать, потому что, на самом деле, он где-то застрял и хочет жить теми, прошлыми переживаниями. Более того, если он застрял далеко, хотя он и говорит, что это хорошо, но реально это не так, поскольку есть травма, от которой он не может избавиться, и без конца в этой ситуации вязнет, хотя любит приукрашивать и остальные вещи. Кроме того, очень удивило, что много людей, у кого есть дети и внуки, но им проще не быть с детьми и внуками, потому что они без конца с ними конфликтуют. И детям, и внукам тоже проще отдать, потому что невозможно сосуществование. И одна из линий, которая ведется нашими студентами в этом доме престарелых, это все-таки попытаться наладить друг с другом контакт.

Для того, чтобы дожить до старости-мудрости, надо много чего пережить в молодости и в зрелости. А, к большому сожалению, так не у всех получается. Я постоянно вижу довольно много родителей, которые играют в своих детей. Со своими детьми они не играют. Дети для них просто куклы. Поэтому просить, требовать или учить их какому-то совместному переживанию, какой-то совместной жизнедеятельности чрезвычайно трудно. Ведь они существуют в игре, где всегда можно переиграть.

Что касается образования, то у нас в России, к большому сожалению, (да и не только у нас), все-таки образование очень сильно отделено от остальной жизни ребенка. Вот есть образование, а есть его остальная жизнь. Поэтому изначально в институте мы пытались организовать жизнь студентов. Так, обучение идет не только ине столько на занятиях, а и на конференциях, на "круглых столах", в наблюдении практики, на создании отдельных индивидуальных программ.

Надежда Ячменёва, аспирантка Института психологии РГГУ:

- Когда я поступила в университет, мне было страшно и трудно, потому что я была достаточно академическим, консервативным человеком. Считала, что если ты приходишь на пару, то никогда не нужно опаздывать, и нужно приходить в строгом костюме, сидеть и записывать, что не бывает ничего, кроме учебников и тетрадок. Но психологи разрушили мое мировоззрение, перевернули мир с ног на голову, и я поняла, что, оказывается, учиться можно по-другому.

Например, театральные занятия, когда мы моделировали процесс развития. То есть мы не просто рассуждали о то, что есть режиссерская работа, актерская, нет, мы сами составляли эти сценарии.

Так же, как развивается детская игра, мы моделировали процессы на учебных занятиях. Это было незабываемо. С нами делали нечто невообразимое, непонятное, но мы уходили подъеме, и потом, спустя какое-то время это выстреливало. То есть ты понимаешь – да, я знаю, о чем это, я знаю, как это.


Потом я решила продолжить образование и поступила в аспирантуру, и теперь еще преподаю. Я вижу, что к нам приходят школьники, которые только-только выпустились, и они еще не знают, что такое высшее образование, как учиться в институте.

И, соответственно, у них возникает большое пространство для свободы, но периодически эта свобода идет не в нужное русло. Поэтому мы организовали систему психологического сопровождения. Когда они такие потерянные к нам приходят, еще не понимая, куда точно пришли, мы их подхватываем. Знакомим с нашей администрацией, рассказываем, в чем разница деканата, учебной части. Куда нужно идти, если возникают проблемы.

Кроме того, РГГУ – это просто лабиринт Минотавра, и первое время студенты опаздывают на пару, потому что они не могут найти нужную аудиторию. Поэтому мы вместе со студентами организуем квест-игру, когда они бегают по аудиториям и запоминают, где они располагаются. А потом, начиная с 1-го числа, мы их выводим на адаптационный тренинг.

Что касается научной работы, то у меня тема достаточно необычная: я пишу про жульничество. В одних и тех же ситуациях разные люди могут поступить по-разному. На студентах это очень видно. Один возьмет и спишет, а другой честно будет отвечать на контрольную и получит ту оценку, которую заслужил. Конечно, надо отличать мошенничество от жульничества. Если мошенничество – это 159-я статья УК, то жульничество – это поведение, которое не считается криминальным. Тем не менее, на уровне социальных норм, на уровне общества нам погрозят пальчиком и скажут, что так делать нельзя. Это нехорошо, так не правильно, тем не менее, некоторые люди готовы так сделать, а некоторые – нет.

Списывание – один из таких поверхностных примеров, который понятен всем. Однако в нашем институте есть много курсов, где студент не в силах физически списать, т. к. он сдает это практически. Но моя работа скорее про то, что есть какие-то личностные особенности не только у студентов или у детей, но и у взрослых людей. Мы можем это увидеть в их повседневной жизни.

Например, как человек попадает в тюрьму, в колонию? Мы со студентами на практику ездим в колонию и видим там подростков, которые совершили преступные деяния, но мы же не можем сказать, как писал Ломброзо, что есть врожденные преступники. На самом деле – нет. С девиантным поведением человек не рождается. Это поэтапный процесс становления. Как правило, изучается либо норма, либо уже девиация. А мы хотим показать, что нужно сделать акцент именно на промежуточном этапе, когда можно выстроить систему коррекции и профилактической работы.

Когда ты сталкиваешься с культурно-историческим подходом в психологии, то начинаешь видеть, как сквозь всю жизнь человека проходит единая линия, причем ты наблюдаешь ее в динамике. И тогда понимаешь, как с этим работать. То есть главное не то, что есть по факту, а знание, как это можно изменить, как человека привести к другому знаменателю, и тогда ему станет комфортнее жить.

Тамара Ляленкова

www.svoboda.org




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Неделя Л.С.Выготского на нашем сайте
08-11-2006
Неделя Л.С.Выготского на нашем сайте

26 мая - заседание Московского семинара по культурно-исторической психологии
23-05-2005
26 мая - заседание Московского семинара по

День памяти Л.С.Выготского
09-06-2004
День памяти Л.С.Выготского

  • Календарь
  • Архив
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Апрель 2024 (26)
Март 2024 (60)
Февраль 2024 (49)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Ноябрь 2023 (44)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх