Фото Владимир Кудрявцев
10.12.2015Мы длинной вереницей идем за Синей птицей…
Морис Метерлинк
Вы не дождетесь от меня ненависти…
Антуан Лери, муж убитой в зале «Батаклан» любимой
женщины и матери его сына /16 ноября 2015 г. Париж
В свое время в бессмертном произведении Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» прозвучала жесткая фраза «Каждому воздастся по его Вере…».
В эпоху прагматизма в борьбе за власть над душой человека конкурируют различные идолы и идеалы…
Идеалы поклонения технологиям ради технологий, измерениям без целеполагания все более в почете и просчете.
Бездумный опережающий «эффективный» менеджеризм теснит безнадежно отстающий контент, а унификация все более стремится оседлать разнообразие.
Социальный карьеризм и конформизм оказываются куда полезней и безопасней, чем инициатива и творчество критически мыслящего человека. Управленческие сценарии мобилизации вытесняют сценарии инновационного развития общества.
Муштра и контроль оказываются в большей цене, чем индивидуализация и развитие личности человека.
В ситуации подобных поединков просвещения с мракобесием на исторической сцене все более остро встают вопросы: «ради чего?» мы с вами действуем в этом стремительно изменяющемся мире; «для чего?» вовлекаемся вместе с детьми в потоки образования.
И тут уместно напомнить поборникам простых решений рецептурного разума старую истину: тот, кто ищет ответы на вопрос «ради чего?», рано или поздно находит ответы на любые «как?», с помощью каких технологий и инструментов достичь желаемых целей.
Манифест, представленный далее в этом выпуске журнала «Образовательная политика» и символически озаглавленный «Гуманистическая педагогика: XXIвек» – это гимн достоинству личности, прогрессивной эволюции человечества как восхождения к единству разнообразия в бросающей нашему разуму вызовы сложности и неопределенности современности.
Новы ли идеи гуманизма? На этот наивный вопрос можно было бы ответить высказыванием «Ни что не ново под луной». Но, увы, ничто не ново под луною, но не все, что не ново под луною, достижимо. Не всякая сказка становится былью. Далеко не всегда та или иная социальная утопия превращается в реальность.
В этом плане бесценен опыт итальянского гуманизма и «ремесла гуманистики» (вольный перевод с латинского- studiahumanitatis) как мировоззренческого феномена и культурного движения XIV-XVI веков, приведшего во Флоренции к особой социальной кристаллизации слоя интеллигенции и породившей Ренессанс как гуманистический тип культуры Возрождения (см. об этом: Л.М. Баткин, 1978; 1979; а также «Гуманисты эпохи Возрождения о формировании личности (2015)»).
«Лучше быть многим, чем обладать многим» говорили гуманисты, верящие в силу самостояния человека как залога его величия (А.С. Пушкин), в культуру достоинства, растящую личность. И они изобрели одно из самых трудных ремесел на Земле – ремесло гуманистики.
И пусть на Петрарку или Леонарда да Винчи скептики поглядывали как на утопистов, на историческом календаре человечества именно век гуманизма и достоинства стал именоваться Веком Ренессанса и Возрождения. Их идеи пробивались сквозь асфальт истории, какие бы потоки варварства не затапливали различные цивилизации и судьбы отдельных личностей.
Подобные идеи развивал и основоположник Великой Дидактики епископ Ян Амос Каменский, создавая трактат «Об искоренении бесчеловечности, т.е. взаимного безрассудного поведения и возникающих из-за этого распрей, ненависти и несправедливости /см. в кн.: «Трактат о вечном мире», 1963/.
На дереве гуманизма произрастают и такие мировоззренческие ценностные системы как экзистенциализм, одним из символов которого является книга Виктора Франкла «Человек в поисках смысла: от лагеря смерти - к экзистенциализму» (1985 г.); персонализм, с особой силой прозвучащий в трактате Эмманюэля Мунье «Манифест персонализма» (см. 1936 г.); этика культуры Альберта Швейцера, исцеляющего благоговением перед жизнью (1923 г.); жизненная педагогика Януша Корчака, книга которого «Как любить ребенка»- на все времена.
В наши же дни, как бы не было тяжело, продолжают звучать голоса мастеров гуманистической педагогики Шалвы Амонашвили, создавшего серию произведений культурных героев гуманистики «Антология гуманной педагогики»; и Евгения Ямбурга - автора книги «Школа на пути к свободе: Культурно-историческая педагогика» (2000 г.) и составителя цикла книг о мужестве быть личностью во времена насилия «Антология выстаивания и преображения. Век XX».
Вера в культуру достоинства, творящую индивидуальность человека вопреки террору, ненависти и ксенофобии побудили нас, разных людей с разными стилями понимания жизни, пригласить вас длинной вереницей отправиться на поиски ответа на вопросы «ради чего?» мы осмеливаемся быть учителями, отстаивающими право каждого на самостояние, разномыслие и достоинство в эпоху вечных перемен.
Хочу особо подчеркнуть, что гуманистическая педагогика - это именно ценностное мировоззренческое движение культуры, а не политическая доктрина. Ценностные системы несут смыслообразующую мотивацию цивилизации, находясь в иной куда более долговечной системе координат, чем партии и политические доктрины, будь то партии республиканцев или демократов, либералов или консерваторов. Партии приходят и уходят, а ценностные мировоззренческие системы, преодолевая самые различные метаморфозы пронизывают разные эпохи. Одни из них несут варварство, насилие, мракобесие, рабство духа, фанатизм и ненависть. Другие – гуманизм, достоинство и веру в самостояние человека.
Потрясающим документом нашей драматической эпохи, являющимся ответом на вызовы варварства и терроризма, стало для меня появившееся обращение к террористам супруга убитой в Париже девушки журналиста Антуана Лери 16 ноября 2015г. Оно начинается со слов «Вы не дождетесь от меня ненависти». Привожу его полностью:
«Вы не дождетесь от меня ненависти.
В пятницу вечером вы украли жизнь у, без преувеличения, любви всей моей жизни. У матери моего сына. Но нет, вы не увидите моей ненависти.
Я не знаю, кто вы – и не хочу знать. Вы – мертвые души. Если Бог, ради которого вы слепо убиваете других, сделал всех нас по своему образу и подобию, то каждая пуля, пронзившая тело моей жены, должна была стать раной в его сердце.
Нет, я не подарю вам своей ненависти. Вы ведь только ее и ищите. Но ответить ненавистью на ваш гнев – значит стать такими же, как и вы. Вы хотите, чтобы я боялся, смотрел на своих сограждан с осторожностью, жертвовал свободой ради безопасности. Но вы проиграли.
Я видел ее сегодня утром. Наконец-то – после долгих ночей и дней ожидания. Она была такой же красивой, как и тогда, когда ушла в пятницу вечером из дома. И такой же красивой, как и тогда, когда я влюбился в нее – а это случилось более 12 лет назад.
Конечно, я опустошен горем. Это ваша маленькая победа. Но не ликуйте слишком долго. Я знаю, что она будет со мной каждый день. А потом мы встретимся в раю свободных душ, куда вы никогда не получите доступ.
Нас всего двое – я и мой сын, – но мы сильнее всех армий мира. У меня нет больше времени на вас, скоро проснется Мельвиль. Ему всего 17 месяцев, сейчас он будет есть, как каждый день, а потом мы будем играть, как каждый день. Всю жизнь этот мальчик, к вашему несчастью, будет счастливым и свободным. Так что нет, его ненависти вы тоже не увидите».
…Выбор между педагогикой ненависти и гуманистической педагогикой достоинства каждый день, каждый год, каждый век совершается Каждым из Нас, вне Нас и внутри Нас.
www.eurekanet.ru
На развитие сайта