Много лет мы не «делили» 9 мая на День Победы и День Рождения Гиты Львовны Выгодской. Это был один Праздник. Остается им и поныне. Память и любовь не делят, речь идет о таких людях, как Гита Львовна.
Любящая память не оставляет в душе места злопамятности. Вообще - памяти о зле, в отношении других и другого. А когда люди забывают о зле, они перестают знать, как оно делается (помните Януша Корчака?). Гита Львовна - не знала. И даже на зло, - а ей довелось пережить его немало, - смотрела своим удивительно зорким и мудрым сердцем, в котором было место только для любимых. А они спасались в этом сердце от зла.
Ее любовь, по выражению Эриха Фромма была "продуктивной". Не просто заботливой, "деятельной", в бытовом смысле, хотя и в этом - щедрой. Она меняла жизни, открывала пути, возвышала. В судьбе каждого испытавшего эту любовь есть черта, которая разделяет судьбу на до и после "Гиты".
Их было много в ее большом, спасительном сердце. Вместе с главным "гражданином" этого сердца - отцом Львом Семеновичем Выготским. Такое "соседство" в сердце ко многому обязывает.
А главное - она подарила эту свою любовь всему миру, сохранив Выготского в сердце и рукописях, ставших книгами, с которых многие начинают свое профессиональное путешествие в психологию. И с которыми остаются в ней навсегда. Собственные дефектологические работы Гиты Львовны - тоже классика. Но и они - в продолжение этой любви.
Лучшее, что может оставить после себя человек, - это любовь. Не только к себе - к живущим. Уверен, что ее достанется даже тем, кто еще не пришел в психологию, а может, даже не родился.