Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Решение по рассадке овощей в правительственном огороде. Александр Асмолов о разделении Минобрнауки

Решение по рассадке овощей в правительственном огороде. Александр Асмолов о разделении Минобрнауки

  • Закладки: 
  • Просмотров: 357
  •  
    • 0
Александр Асмолов
Александр Асмолов

«А вы, друзья, как ни садитесь…»


Причина разделения Минобрнауки — не забота о благе науки и образования, а результат конфликта лоббирующих группировок, полагает академик Александр Асмолов.

Президент РФ Владимир Путин подписал указ «О структуре федеральных органов исполнительной власти». В частности, в нем говориться о том, что министерство образования и науки разделят на два: одно будет заниматься дошкольным, школьным и средним специальным образованием, другое — высшей школой и наукой. Член президиума РАО, директор Федерального института развития образования Александр Асмолов рассказал «Росбалту», чего ждать от такого решения.

— Александр Григорьевич, к каким последствиям, по-вашему, приведет разделение Минобра? Вузы и науку теперь выделили в отдельное ведомство. Значит ли это, что у нас, как на Западе, высшая школа станет центром научных разработок?

— Все происходящие управленческие метаморфозы, с моей точки зрения, отвечают замечательной формуле, выведенной еще Иваном Андреевичем Крыловым: «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь». Мы вернулись к тем управленческим структурам, которые, по большому счету, как отдельные, сепаратные, существовали во времена Советского Союза. Тогда было Министерство высшего и среднего специального образования, было Министерство просвещения, Гособразование СССР, был Госкомитет по науке и технике. Мы все эти этапы проходили: сливались, разливались. Но практика показала, что в результате таких переливов не всегда выходит хорошее вино.

Сейчас мы получили четыре новых управленческих структуры, подчиненных правительству Российской Федерации. Минпрос — министерство просвещения, как это было в СССР. За ним остаются школы, детсады, среднее профессиональное образование. При этом новое ведомство будет оторвано от того, что как никогда необходимо для содержания школьного и дошкольного образования - от науки, от высшей школы. В итоге, мы можем получить министерство очень среднего образования.


Министерство науки и высшей школы в свое время тоже существовало. Хочу заметить, что ключевая наука уже давно находится в лучших вузах России, в исследовательских университетах, а также в Российской академии наук.

Недавно мы создали Федеральное агентство научных организаций, которому хотели подчинить Российскую академию наук. Теперь по отношению к ФАНО исполнили партию: «Мама, роди меня обратно» (Указом президента ФАНО упразднили, а его функции передали новому министерству науки и высшего образования — «Росбалт»).

Наконец, отдельным ведомством стал Рособрнадзор. Он теперь прямо подчинен правительству. А его ключевая функция — контроль и за просвещением, и за вузами.

И последнее: появилось Агентство по делам молодежи.

В результате всех этих перестановок у нас не меньше года уйдет на управленческую чехарду и игру в «Царя горы». Мы уже потеряли с министерством образования и науки, по определенным причинам, целый год, на который Минобр превратился в министерство стагнации и регресса. Что нас ждет дальше — мы увидим.

— И все-таки, почему вы считаете, что разделение большого ведомства, отвечавшего за все понемногу, на несколько автономных, которые будут заниматься каждое своим делом, сделает только хуже? Рособрнадзор, например, должен был контролировать происходящее в образовании, но подчинялся Минобрнауки. Теперь он будет напрямую отчитываться правительству. Плохо ли?

— Он то подчинялся, то не подчинялся. Мы все это проходили. Я считаю, что ключевыми должны быть изменения стратегии развития образования и науки, а не появление новых органов власти.

Простите, может, это странно прозвучит, но в эволюции в целом, и в эволюции управления, в частности, есть великий закон: задача рождает орган. Мы же придумываем органы, а потом ломаем голову над тем, какие они будут решать задачи. Эта стратегия — дорога в никуда.


— Как вам кажется, зачем это разделение вообще было нужно? Ради чего затевалось?

— Вместо обсуждения реальной политики образования, науки, высшей школы, мы имеем конфликт между разными лоббирующими элитными группами. Перед нами разделение, за которым стоит формула: друзья и знакомые Кролика. Помните, в Винни Пухе? Перед нами разделение по персонам.

— То есть, решение сделать вместо одного ведомства — четыре, позволит рассадить по высоким кабинетам как можно больше «друзей кролика», вы это имеете в виду?

— Вы абсолютно точно сказали — это решение по рассадке овощей в правительственном огороде.

Беседовала Анна Семенец

Источник: www.rosbalt.ru




  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
Май 2018 (22)
Апрель 2018 (60)
Март 2018 (53)
Февраль 2018 (41)
Январь 2018 (41)
Декабрь 2017 (73)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх