Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Александр Асмолов. «Дело» Учителей на повестке дня (комментарий В.К.)

Александр Асмолов. «Дело» Учителей на повестке дня (комментарий В.К.)

  • Закладки: 
  • Просмотров: 161
  •  
    • 1
Александр Асмолов. «Дело» Учителей на повестке дня (комментарий В.К.)


Директор совхоза им. Ленина, экс-кандидат от КПРФ на выборах президента Павел Грудинин во время пресс-конференции в Хакасии призвал сажать учителей, которые входили в состав избирательных комиссий, где были зафиксированы фальсификации. Потому что самый большой удар по законности и государственности России, по его словам, – фальсификация выборов. Публикуем колонку доктора психологических наук, заслуженного профессора МГУ Александра Асмолова – реакцию на заявление известного политика.

Сон разума рождает чудовищ, небрежение моралью – циничных политиков. Призыв Павла Грудинина к посадкам учителей за фальсификацию на выборах – это прежде всего диагноз как публичных действий самого политика, так и политической среды, которая его пестует.

Кто такой Павел Грудинин? Это талантливый бизнесмен, талантливый политик, талантливый миллиардер и новоявленный «ударник коммунистического труда». По его анамнезу он, безусловно, интеллектуально сохранен, хотя склонен к эпатажу и импульсивному поведению. Поэтому призыв Грудинина к репрессиям среди учителей вряд ли можно списать за счет затмения разума, неконтролируемого речевого потока под влиянием аффекта. Он понимает, что он делает и ради чего делает. Правда, не всегда рефлексирует последствия своих поступков.

Доминирующая мотивация действий Грудинина – это присущая большинству политиков мотивация стремления к власти любой ценой. И тут он далеко не оригинален.

Он как опытный политик не может не осознавать, что сегодняшние выборы – это спектакль под названием «Игры патриотов в царя горы». Горы власти по высоте разные, но игры схожие. В них игроки действуют по циничной формуле «У сильного всегда бессильный виноват!». То, что учителя, директора школ, региональные руководители образования – это безответные статисты, выполняющие установки неважно какой партии, обреченные в силу статуса бюджетников на массовый социальный конформизм и послушание, наш политик знает как никто другой.

Сценарий же превращения учителей в козлов отпущения за любые политические грехи государства весьма стар. А вот выбор меры воздействия, меры пресечения зависит от личных пристрастий политика, его идентификации с тем или иным образцом, тем или иным кумиром для подражания: для Грудинина – со Сталиным.

И отсюда и извлекаются из архивов памяти наследников сталинской стилистики манипуляции те или иные дела врагов народа.

В нашем случае вместо пресловутого «дела врачей», по сути, предлагается шумное «дело учителей».

Это, конечно, исторический плагиат. Но для современных героев политического цинизма, как и для основателя ордена иезуитов Игнатия Лойолы, цель оправдывает любые средства. При этом люди, стремящиеся выставить учителей на всенародное поругание, порой подзабывают, что в жизни личности, как и в истории страны, нередко срабатывает «эффект бумеранга». И кто знает, может, тот, кто поднял меч на наших учителей, тот от него и… опомнится.

Вести образования

Есть такой приемчик – превратить политическую борьбу в кампанию травли определенной группы граждан, которая к этой борьбе не имеет прямого отношения. И умный Павел Грудин воспользовался им крайне неумно. Потому что политическая борьба, в которой он был заметен, объединяет в травле противоборствующие стороны. Борцы сливаются в аморфную массу преследователей. Где, как бы сказал Кант, «все кошки трансцендентально серы», как и мышки, которые становятся их жертвами.

Я вовсе не оправдываю учителей, которые, пусть под самым жестким нажимом, участвовали в производстве «фальшака» на выборах. Но ведь находились среди них и те, кто отказывался идти на сделку с собственной совестью, дорого заплатив за этот отказ. Их не так уж мало. И со стороны оппозиционера было бы и честнее, и умнее заняться защитой этих людей. В том числе, для того, чтобы другие поняли, что, и они, в случае чего, смогут рассчитывать на вмешательство сильной системной оппозиции. А кроме защиты, есть огромное поле деятельности по выявлению и привлечению к ответственности тех, кто раз от разу втягивает учителей в круг фальсификаторов.

В целом, моя позиция по этому вопросу предельно проста, соответствует общеизвестным конституционным нормам и не раз высказывалась мной на этом сайте. Перед политикой должна быть наглухо захлопнуты школьные двери - в любое время, а не только во время избирательной кампании. Тем более, те, кто работает, практически живет за этими дверьми, должны быть избавлены от необходимости участия в «борьбе за власть». За исключением тех случаев, когда им приходится выступать в качестве граждан-избирателей.

Еще с советских временем выборы проводились в помещениях школ. Диктовалось это исключительно соображениями удобства для проведения дежурного ритуала. Настолько дежурного, что однажды, кажется, в начале 80-х утратившие бдительность власти испытали неожиданный шок. В одном московском районе Первый секретарь МГК КПСС В.В.Гришин на сугубо формальных выборах в Президиум Верховного СССР набрал всего 40% голосов. Вместо 100 – таких же привычных, как бутерброды с засохшей зубаткой, дешевой красной рыбой в школьном буфете. Сейчас тоже много ритуального и засохшего. Но явку избирателей все-таки обеспечивает не школьная буфетчица. Власть располагает возможностями, чтобы обеспечить ее в других местах и другими силами.


Владимир Кудрявцев




  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Октябрь 2018 (16)
Сентябрь 2018 (41)
Август 2018 (55)
Июль 2018 (50)
Июнь 2018 (41)
Май 2018 (31)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх