Фото: Шанинка
Московская школа социальных наук (Шанинка) лишилась лицензии на образовательную деятельность — это сделал Рособрнадзор. Теперь известный и престижный вуз не сможет набирать новых студентов и обучать их. А те, что уже учатся, должны будут переводиться в другие вузы — и это становится обязанностью Шанинки.Приостановка лицензии не означает аннулирования и теоретически может быть впоследствии восстановлена.
Месяц назад Рособрнадзор отозвал у Шанинки аккредитацию по нескольким гуманитарным программам: «Социология», «Менеджмент», «Психология», «Экономика и управление» и другие. А еще раньше выявил якобы «несоответствие» учебных программ вуза российским образовательным стандартам.
Несмотря на то, что вуз смог устранить 80% претензий (с чем госконтроль согласился), в 2025-м году Шанинке было запрещено принимать новых студентов осенью. Уже тогда, проиграв оспаривания предписания Рособрнадзора в судах, в ректорате Шанинки стали ожидать дальнейших «негативных сценариев». Студентам предложили поискать другие вузы по желанию и обещали помочь с переводом, а затем вуз стал сам подыскивать альтернативные места учебы.
Шанинка — один из самых прогрессивных еще недавно российских вузов по гуманитарным специальностям. Выпускники школы в зависимости от программы получали два диплома: не только российский диплом магистра, но и диплом Манчестерского университета Великобритании. Основана выдающимся российским социологом Теодором Шаниным, это был один из первых частных университетов в новой России.
ТК "Новая газета"Комментарий Владимира Кудрявцева: Административные страсти вокруг Шанинки не утихают уже много лет, они начались еще при жизни ее основателя Теодора Шанина. Совпадение? Тенденция? Симптом? На этой неделе сообщалось также о закрытии непедагогических направлении в другом успешном и престижном университете - МГПУ с 1 сентября 2026 г. и переводе студентов в другие, ведущие вузы. Это мотивировалось необходимостью обеспечения кадрами московских школ, а сокращение (перевод) коснется лишь 9% студентов-непрофильников. Проблема дефицита педагогических кадров существует в Москве и стране уже около 30 лет. Почему о ней вспомнили только сейчас? В конце 90-х годов руководитель одного из учебных округов Москвы, автортитетный талантливый управленец, с которой мы дружили, сетовала: в ее округе, а там и сейчас живет столичная элита, только четверть учителей иностранного языка имеют базовое образование. Выпускники педвузов разбежались по инофирмам, работать переводчиками. И она при всем своем профессионализме и влиянии не может ничего поделать.
Образование в 21 веке сверхизбыточно, оно открылось обществу и впустило общество в себя. Меняется не только образование в обществе, но и общество в образовании, это было известно уже в первой трети 20 века. Не делать сегодня поправок на это – значит, командовать образованием из 19 века. И МГПУ превратился в уникальный современный культурно-образовательный центр, в котором осталось усилить главное - педагогическое направление подготовки не взамен, а в дополнение другим, непедагогическим, которые и создают самобытный образовательный контекст МГПУ. О его востребованности свидетельствует лидерство во многих рейтингах. И усиливать педагогику и методику нужно именно в этом контексте.
Но на уровне запуска программ, выделения тех же бюджетных мест этот вопрос решает уже не университет, а распорядители бюджета. Насколько государство заботится о повышении привлекательности педагогической профессии? Из школ, детских садов, а теперь и вузов, бегут молодые профессионалы: не от зарплат на первой позиции, а - если верить данным социологических опросов - от начальственного прессинга и административный суеты, от того, что неминуемо приводит к выгоранию профессионала и личности уже в самом начале карьеры. На этот главный бич почему-то управленческие структуры не обращают внимания, а приговорка о «сокращении бумажной нагрузки» (за счет усиления цифровой бюрократии?) уже 15 лет звучит как мантра, не приводящая к просветлению. Многие университеты делают все, чтобы влюбить молодежь в педагогическую профессию. Но жизнь за пределами университетских дверей как бы доказывает: любовь зла.
МГПУ и Шанинка - разные истории. МВШСЭН - негосударственный вуз, МГПУ – государственный. Если в судьбу Шанинки вмешалось федеральное ведомство, то в МГПУ решение принималось учредителем и руководством. Было ли оно вызвано или усилено давлением извне, неизвестно. Шанинка привыкла к тому, что находится под обстрелом без внятных на то оснований. Привычная пристреленная мишень для чиновников. Ее основатель Теодор Шанин оставил завет: не сдаваться! Но сколько еще университеты будут находиться в осадном положении, напоминая известных героев Дюма в Ла-Рошели, где французы сражались с французами? Студенты пришли учиться, а профессора – преподавать. А не отстреливаться. Этот ненормальная, патологическая ситуация для университета.
Мы любим повторять, определяя судьбу студенческой отметки: «решаем вопрос в пользу студента». Многие из студентов пришли в Шанинку за мечтой и не разуверились. А им говорят: «переводитесь - вот вам другая мечта, она не хуже». Да уж, «замотивировали» только рождающегося профессионала с его порой сильной, но очень хрупкой мотивацией.
А преподаватели, которые отдали годы служения подготовке, между прочим, национальных кадров? Ни человечности, ни «государственного подхода» в подобных осадах своих своими нет. О проблемах, которые такие переводы создают и уже создает другим уважаемым университетам, писать излишне.
Пытаются «осаждать» бесшумно. Увы, шум уже есть – ненужный и контрпродуктивный. Лицензию лишь приостановили, Шанинку не закрыли, но для шума достаточно. Унять шум можно только путем ликвидации источника, первопричины шума.
Но, может, к нему и стремились, чтобы лишний раз поиграть властью, на всякий случай (кошку бьют – невестке понять дают)? Сохранив хорошую мину при явно плохой, как минимум, непрофессиональной игре.
На развитие сайта