В конце 2018 года в Госдуме предложили наказывать за публикацию в интернете оскорблений власти и фейковых новостей. Авторы законопроекта - члены комитета СФ по конституционному законодательству Андрей Клишас, Людмила Бокова, а также депутат-единоросс Дмитрий Вяткин.
За публикацию заведомо недостоверной информации предлагалось назначить штраф до 1 миллиона рублей, а за распространение контента, выражающего явное неуважение к государственной власти – штраф до 5000 рублей или 15 суток ареста. Российский психолог, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Асмолов – о своем отношении к законопроекту.Каждый день, просыпаясь, мы ждем сюрпризов от нашего родного государства и, как правило, оно не обманывает наших самых сногсшибательных прогнозов. Остается лишь гадать, с какой стороны нагрянут новые неприятности. Под самый занавес уходящего 2018 года чума на все наши дома явилась в лице сенатора Клишаса, предложившего законопроект по защите чиновников всех мастей. Суть этой инициативы в следующем: для того чтобы уберечь чиновничье сословие разных уровней от ненависти, оскорблений, хамства и социальной агрессии, предлагается ввести законопроект, который обезопасит чиновников от подобного рода нападок. Если вы назовете чиновника тем или иным ненормативным словом, если вы его так или иначе заденете, то в ответ последуют административные санкции, штрафы, вплоть до лишения свободы.
Когда мы сталкиваемся с таким законопроектом, то невольно возникают вопросы как о мотивах, приведших к появлению подобного законопроекта, таки о рисках, которыми они могут обернуться для каждого из нас.
Законопроект уважаемого сенатора о защите чиновничьего сословия повлечет за собой широко известный психологический эффект «запретного плода», стимулирующий рост неприязни и взрыв ненормативной лексики в адрес чиновников самых разных уровней. И как следствие – эффект бумеранга: против чего боролись, на то в многократном размере и напоролись. Но бумеранг неприязни, который породит введение в жизнь данного законопроекта, это только присказка в форме кипения негативных эмоций на поверхности массового сознания.
Наши чиновники ищут и предлагают избирательные действия по защите достоинства только административной власти, тем самым санкционируя вседозволенность любых действий власти по отношению к любому гражданину страны.
Драматичней другое –
глубинная мотивация «чинолюбия», проявляющаяся в заботе о неприкосновенности и без того привилегированного сословия и поразительной слепоте к социальным драмам незащищенности, уязвимости всех остальных граждан страны.Подобное чинолюбие особенно потрясает на фоне незащищенности наших учителей, врачей, детей, родителей, семей от проявления жестокости, насилия, хамства, травли в физическом и виртуальном пространстве.
Когда в стране подобный беспредел по отношению к учителям, когда рост жестокости в школах, в том числе разных форм буллинга и даже физического насилия по отношению к учителям зашкаливает, что поражает? Поражает неуемный нарциссизм, себялюбие и бесстыдство предложений уважаемого сенатора Клишаса, касающихся защиты исключительно чиновничьего сословия.
Замечу, что за этим законопроектом вряд ли следует искать, как у нас принято, «руку Кремля». За ним, скорее всего, проглядывается неуёмное желание представителей нашей ведущей политической партии, которую я называю партия лоялизма и социального конформизма,- демонстрировать свою лояльность власти по формуле «У2» – угадать, угодить.
Наши лоялисты оказываются папее папы Римского. Чтобы угодить власти они демонстрируют чудеса заботы о ГЛАВНОМ – о защите власти ради власти.
Иными словами вместо того чтобы думать о социальных действиях, которые так или иначе уменьшили бы рост жестокости и агрессии в российском обществе, они прежде всего проявляют уникальную заботу о самих себе.
Я считаю, что в этой ситуации сакрализация власти - это только проявление ее беспомощности и страха перед гражданами нашей страны.
Перефразируя известное изречение Муссолини «для друзей – все, для врагов – закон», наш сенатор, движимый мотивами чинолюбия и сакрализации чиновничьего сословия, по сути, предлагает формулу «для чиновников – все, для учителей, врачей, родителей …– ничего».
Уверен, что в сенате возобладают голоса разума, которые помогут осознать политические, социальные и психологические последствия данного законопроекта, принятие которого приведет к еще большему расколу нашего общества.
Вести образования
На развитие сайта