Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Ученым можешь ты не быть, исследователем - обязан. Интервью с врио ректора МГППУ Аркадием Марголисом

Ученым можешь ты не быть, исследователем - обязан. Интервью с врио ректора МГППУ Аркадием Марголисом

  • Закладки: 
  • Просмотров: 422
  •  
    • 0
Аркадий Марголис
Аркадий Марголис. Фото Пресс-службы МГППУ.

Профессии будущего в эпоху революции когнитивных наук


Врио ректора, председатель приемной комиссии Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) Аркадий Марголис в интервью РИА Новости рассказал о том, как готовят будущих специалистов по разным направлениям психологической науки.

‒ Чем обусловлен интерес к когнитивным наукам в вашем вузе?

‒ Наш университет – один из первых вузов в стране, который предпринял попытку проектирования целостной системы непрерывного образования в области когнитивных наук ‒ от профориентации школьников до подготовки кадров высокой квалификации (магистров и аспирантов). Мы открыли уникальный профориентационный центр "Про Psy", где организуем исследовательскую деятельность школьников (начиная с 8 класса), знакомим их с тем, что такое когнитивные науки, даем возможность что-то сделать своими руками.

Кроме того, мы открыли программу подготовки бакалавров с профилем "экспериментальная психология". Надеюсь, что те школьники, которые будут увлечены этой новой и быстроразвивающейся сферой деятельности, смогут поступить на такую программу. Мы нуждаемся не в любых абитуриентах, а прежде всего в тех, кто мотивирован к исследовательской деятельности. Таких не так много, но они демонстрируют очень высокий уровень заинтересованности.

Линейка непрерывного образования продолжается магистерской программой по когнитивным наукам. Надеюсь, что она станет одной из лучших в этой сфере программ в России. За каждым модулем закреплен определенный научный центр университета.

В России насчитывается примерно 15 научных центров, которые фундаментально занимаются когнитивной наукой. Исторически так сложилось, что три из них находятся именно у нас в вузе. Более того, у нас есть единственная на сегодня в России и всей Европе установка магнитной энцефалографии мозга, позволяющая оценить потенциалы магнитного поля мозга человека. Интенсивность этого поля стремительно падает по мере удаления от мозга. Это очень тонкий прибор, позволяющий выявить очаг эпилептической активности, который иногда даже невозможно выделить на МРТ. Ближайшая, вне России, такая установка находится в Финляндии.

У наших центров серьезные научные достижения. Например, сотрудники центра нейрокогнитивных исследований открыли некоторые феномены, которые позволяют разработать раннюю диагностику аутизма ‒ намного более раннюю, чем те сроки, когда впервые проводятся скрининговые обследования. Первые полгода начала жизни ребенка нейронные ассоциативные связи еще не стали полностью устойчивыми, высока нейропластичность. Если нам удастся доработать эту методику, мы создадим реальные условия для того, чтобы не только продиагностировать ребенка, но и вовремя начать ему помогать.

‒ Как молодому человеку разобраться, на какое направление подготовки ему поступать?

‒ Те психологи, которые "хотят помогать людям", как правило, поступают на направления подготовки, связанные с психологическим консультированием, психологией образования, клинической и специальной психологией. Для тех же, кто стремится к естественнонаучной парадигме, спектр профессиональных предложений до недавнего времени был невелик ‒ общая психология, психофизиология, работа профайлером, работа с использованием полиграфа, экспериментальная психология. Все это было связано с исключительно научной перспективой, иногда весьма далекой от "прагматики" жизни.

Сейчас мы наблюдаем, как продолжается революция в области когнитивных наук. Этот революционный сдвиг обусловил большой интерес к тем направлениям психологии, которые связаны с данной отраслью знаний. Они оказались вполне приложимыми к весьма интересным практическим перспективам. Ученые всерьез проектируют разные варианты интерфейса "мозг-компьютер", разрабатывают управление приборами взглядом, проектируют экзоскелеты. Все это уже стало реальной практикой, в которую вовлечены тысячи людей, сотни стартапов в том числе и в России, где многие из таких проектов стали частью Национальной Технологической Инициативы (НТИ).

‒ У вас есть какая-то общая концепция подготовки кадров?

‒ У нас нет задачи превратить каждого выпускника в ученого, но мы считаем, что практик должен быть исследователем. Он должен решать те проблемы, которые возникают в его профессиональной практике, научным способом, а не методом проб и ошибок, или на основе бездоказательных суждений, которые у него возникают просто потому, что его житейские представления так подсказывают. Общая концептуальная рамка по всем направлениям подготовки – доказательный подход. Мы считаем, что это должно стать нормой в профессиональной практике психологов и педагогов.

‒ Вы начинаете работать с восьмиклассниками. Если они сделают свой выбор в пользу психологии, то они войдут в профессию лет через 8-10. Что их ждет?

‒ Во-первых, наши наблюдения показывают, что последнее время дистанция между началом вхождения в какую-то область научных знаний и реальным переходом к первым профессиональным пробам фантастически сократилась.

Даже учебная работа школьников драматическим образом трансформируется: учебный труд при определенных условиях становится трудом, результаты которого оказываются объективно ценными не только в контексте обучения, но и в контексте потребления.
Под влиянием бурно развивающихся информационных технологий барьер для вхождения в профессиональную деятельность уменьшается невероятно стремительно. Мы видим детей, которые, делая что-то в интернете, научаются делать нечто такое, что очень напоминает профессиональную и трудовую деятельность. Самое занятное, что зачастую они начинают транслировать это себе подобным ‒ другим учащимся.

Во-вторых, мы не всегда до конца представляем себе, во что трансформируются те научные области, в которые входят наши абитуриенты. С этой точки зрения, наша задача заключается в том, чтобы не создать слишком узкие образовательные программы, которые могут быстро устареть. Мы должны вводить их в те области научного знания и делать это так, чтобы они оказались в рамках мейнстрима развития профессиональной деятельности. И научились самостоятельно учиться и переучиваться. Для этого нам надо правильно выбирать область широкой фокусировки, сочетать разный набор профессиональных компетенций.

‒ Не получится так, что флагманские программы по когнитивной психологии будут востребованы, а педагогические программы останутся без сильного абитуриента?

‒ В социальном восприятии педагогическая профессия, возможно, выглядит менее привлекательно, чем профессии, связанные с когнитивными науками, но в действительности ее социальная важность колоссальна.

У нас есть модернизированные программы подготовки педагогов-психологов, педагогов дошкольного образования и педагогов начальной школы. В этом году мы открываем магистерскую программу для педагогов основной и средней школы "Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся". Эти программы очень не похожи на традиционные программы подготовки педагогов. Речь идет об абсолютно новой методологии, в основу которой заложен деятельностный подход. В этих программах студентов учат совершенно иначе, они выходят на высокий уровень готовности к профессиональной деятельности.

Выпускники программ будут максимально востребованы со стороны как лучших образовательных организаций, так и тех, которые испытывают сложности в работе с разными категориями детей. Таким детям нужны не просто выпускники педвуза, хорошо знающие свой предмет, а люди, глубоко понимающие суть педагогической профессии, обладающие психологической компетентностью, способностью учитывать в своей профессиональной деятельности индивидуальные особенности учащихся.

‒ Почему акцент сделан именно на этот возраст детей?

‒ Дошкольный и младший школьный возраст ‒ это тот возраст, когда закладывается фундамент всей дальнейшей интеллектуальной, когнитивной, волевой, мотивационной структуры детей. Если здесь допущены педагогические ошибки, они будут существенно влиять на всю дальнейшую траекторию развития ребенка. Есть много исследований, которые показывают, что инвестиции, вложенные в работу с ранним возрастом, с экономической точки зрения имеют максимальную норму инвестиционного эффекта: на каждый рубль, вложенный в работу с дошкольниками младшими школьниками, вы получаете социальный, психологический, когнитивный эффект существенно больший, чем при работе с детьми других возрастов.

Соответственно и требования к квалификации педагогов, работающих с детьми такого возраста, намного более высокие, чем к тем, кто работает в средней школе. Но у нас исторически так сложилось, что чем младше ребенок, тем проще требования к квалификации педагога. В действительности все с точностью наоборот: чем младше ребенок, тем более высокая квалификация требуется для взрослого, работающего с ним.

www.ria.ru




  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Март 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Март 2019 (28)
Февраль 2019 (28)
Январь 2019 (41)
Декабрь 2018 (41)
Ноябрь 2018 (27)
Октябрь 2018 (27)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх