Не существует русской национальной идеи, но существует одна русская мечта. Ее сполна воплотил ушедший сегодня актер
Алексей Булдаков. И те, кто делил с ним съемочную площадку.
Русский человек мечтает о мире, в котором бывают добрые, мудрые, заботливые, романтичные генералы, наивные милиционеры, вполне себе решительные интеллигенты, иностранцы – свои во все мыслимые и немыслимые доски. Такие персонажи встречаются в жизни. Но в фильмах Александра Рогожкина жизнь собрала их вокруг одного надежного человека – генерала Иволгина. А для страховки подослала «Фирса-хранителя» сада-леса этих человеческих натур - Михалыча.
Рогожкин писал эту роль для Булдакова и с него. Иволгин – нормальная ли фамилия для советского генерала? Но вот сыграл – и срослось так, что генералам с другой фамилией нужно еще доказать, что они – генералы. А между тем, как признавался режиссер, фамилию он выбрал неслучайно. «Иволгин» - аллюзия на «Идиота» Достоевского. Наверное, в молодости Алексей Булдаков мог бы блеснуть и в этой роли, а не только на генерала Иволгина Достоевского. Жаль, первые десятилетия своей профессиональной жизни он провел на провинциальных подмостках, никому не известный именно как театральный актер (попасть в плохое кино куда легче, чем получить достойную роль в хорошем спектакле)…
И вот вся эта «идиотская» компания прячется от реальности на своих охотах-рыбалках, изредка совершая в нее дерзкие вылазки. Такие же нелепые, как и сама эта реальность. Такие же нетрезвые. Внутренняя партизанщина. Без оружия, если не считать таковым ящики водки. В защиту чего-то человеческого и человечного от абсурдного миропорядка. Но как раз в столкновении с «идиотами», этот миропорядок и обнаруживает вид серенького шапито.
В Древней Греции «идиотами» называли не умалишенных и даже не обычных социопатов. А тех, кто не желает ставить свою личность на кон социально-ролевых игр человеческого общежития. По не тобой установленным правилам и с заранее предрешенным исходом. Даже если он предрешен в твою пользу.
«Русская мечта» - извечная, часто неосознаваемая или тщательно скрываемая, тяга к этой компании. Но не каждый может позволить себе стать «идиотом». Особенно – генерал.
Но генерал Иволгин дал разрешение.
В.К.
На развитие сайта