Королева и Шут в одной личности. К юбилею Аллы Пугачевой
Закладки:
Просмотров: 1 069
0
Фотопортрет Аллы Пугачевой работы Александра Саакова (конец 70-х).
Давно и верно сказано, общепризнано и затерто: она – Актриса в песне. Так и надо относиться к тому, что и как она поет. Как к образам, ролям. От Цветаевой – до мадам Брошкиной. Вам не нравится «Мадам Брошкина»? Но она существует в жизни, и Алла Пугачева ее сыграла. Есть претензии к игре? «Примадонна» - тоже всего лишь роль. Снова не по духу? Представьте в ней кого-то другого.
Королева и Шут (шутиха, клоунесса, трикстерша) при собственном дворе – в одном лице. В одной личности.
Личность – союз короля и шута, на которых она не делится, которые внутри личности не могут друг без друга. А в личности, помимо них, еще много всего.
Она ни с кем не боролась, никому ничего не противопоставляла. Просто выходила, пела и играла так, как считала нужным. Начиная с «Арлекино». И это сразу принималось как норма. В момент публика сознавала: так и должно быть! И никакие блюстители норм ничего не могли с этим поделать. Нормы устанавливала она. Это тоже – от личности. Хотя, как писал один великий философ, личность и талант – синонимы.
Один эпизод, связанный с «Арлекино». Будучи школьником, я наблюдал как двое уважаемых психологов – мой отец Товий Васильевич Кудрявцев и его друг, в какой-то степени, ученик Валентин Алексеевич Моляко, ныне академик, оба специалисты по исследованию творчества, часами переслушивали пластиночку-миньон с ее записью. Вычерпывая смыслы после каждого прокручивания. Песня-то (гениальный текст Бориса Баркаса, которую он написал в 22 года) - не о трагедии шута, а о трагедии личности, потерявшей имя и судьбу. Потому что они не нужны на сцене, куда и где загнана личность. Раcстворившаяся в «просто смехе». Нет, маска не приросла. Но даже если сорвать, слез никто не увидит. Не за тем пришли.
Мне она нравится стоящей перед Белой Дверью, которую кто-то нарисовал мелом на кирпичной стене. Самая непробиваемая из всех стен, она же – маска. Только если смотреть на себя со стороны.
Но пусть верится, что в очередной раз дверь распахнется - «и этот мир изменится со мной»… А «кто-то» - в помощь.