Александр Асмолов 12 апреля на межрегиональной конференции «Эврика-Авангард», которая проходила в рамках «Недели образования» на Московском международном салоне образования (ММСО), академик РАО, психолог и ученый Александр Асмолов рассказал, на чём на самом деле сфокусирован проект нового ФГОСа. Публикуем расшифровку.«Новых ФГОСов пока не существует. Есть проект нового ФГОСа, который пока только выставлен на публичное обсуждение.
Полным ходом идёт развитие и преломление тех поколений стандартов, которые были разработаны как
стандарты поддержки разнообразия.Они уже живут в начальной школе, они начали свою жизнь в основной школе, и практически новое поколение стандартов входит и в старшую школу. Отсюда возникает вопрос: какие мотивы к тм, чтобы держать школу в состоянии перманентного шока? Как только учителя начали достигать нового пространства жизни, они стали размышлять в стиле Маяковского: «Я над всем, что сделано – ставлю nihil». Практически мы сталкиваемся с ситуацией
беспамятства и образовательного нигилизма, когда пытаемся создать что-то по формуле «вернемся к старому».
Старое – оно проверенное, доброе, но действовало оно в прошлое время.
Сегодня ключевые вызовы времени – вызовы неопределенности, сложности и разнообразия. В этой ситуации вряд ли могут быть предложены стандарты, которые полностью ориентируются на дрессуру, память, с абсолютно непонятным отбором контента, с логикой, нарушенной с самого начала.
Логика, когда стандарты разрабатываются теми, кто должен их измерять, сразу нарушает баланс между контролем и развитием.
Вместо предложенного нами в свое время поколения стандартов развития предлагаются стандарты, нацеленные на уветвление. Контроль – это первая и тяжелейшая ошибка, вторая – лучше пытаться дать приблизительный ответ на точно поставленные вопросы, чем искать ответ с точностью тысячного знака после запятой на неверно поставленные вопросы.
Исходно стратегия разработки стандарта, по которому пошло министерство просвещения, – это дорога в никуда.В этой разработке не учтена морфология, анатомия природы стандартов.
Необходим стандарт как ген поведения, обеспечивающий возможности потенции. Второй уровень – примерная программа, куда уже более детально уходит содержание, и, наконец, основная программа. Когда эта логика смешана, новое поколение стандартов может потерять личностные результаты образования, есть риск потери уникальной метапредметной картины мира, которая давала бы возможность ребёнку ориентироваться и жить в этом мире неопределенности, универсальных учебных действий. Все эти потери уже существуют.
Тем самым мы вернемся к стандартам прошлого, стандартам дрессуры и можем проиграть в самом главном – потерять поколение детей, которые живут уже в другом мире, и тогда будущее пойдёт своей дорогой.
Диана БородкинаЭлектронная газета
"Вести образования"По теме на сайте:-
Владимир Кудрявцев. Трепет лани и останки реликтового коня – в одну телегу…-
Возвращение ядра
На развитие сайта