Геннадий Кравцов и Владимир Кудрявцев. Сегодня День Рождения у профессора
Геннадия Григорьевича Кравцова – психолога, друга, вечного Собеседника (в смысле А.А.Ухтомского).
Наша беседа длится уже 35 лет, и я кое-что могу сказать о Гене. Хотя даже "кое-что" о нем тянет, как минимум, на статью.
Геннадий Григорьевич вместе с Еленой Евгеньевной Кравцовой выносил идею Института психологии им. Л.С.Выготского РГГУ, и создал его в том виде, в котором Институт 20 лет достойно отстаивал право носить свое имя. Имя осталось, Институт – уже другой. Без Гены и Лены. Но со многими из тех, кого привели они. Чтобы вместе оживить смысл понятия "культурно-историческая теория", которое потихоньку начинало превращаться в мантру, а для кого-то и в жупел. Среди приведенных был и я – хотя и не с первого захода.
Гена - ученик Даниила Борисовича Эльконина, ученика Выготского. Учитель передал ученику стремление к проблематизации, а ученик, став учителем, - уже своему ученику. Гена – ходячее сомнение вслух (перефразирую затрепанные, правда, слова Мамардашвили о сознании), которое, во-первых, никогда не бывает зряшным, во-вторых, адресовано, прежде всего, самому себе, во-вторых, не «распыляется» по пустякам. Гена всегда сомневается в главном. И при этом умеет делать
новое главное. В отличие от любителей посомневаться ради сомнения, чаще – просто теша самомнение.
Я отношу его к мыслителям в психологии. Мыслитель – не просто теоретик. А теоретик, который "теоретизирует", т.е. продолжает выведывать природу явления и на "стадии реализации" идеи, замысла (эта "стадия" - глупейшая выдумка традиционной психологии мышления). В эксперименте и на практике. И всегда готов вернуться к исходному пункту, когда, все уже всем доказано. Кроме, разумеется, Г.Г.Кравцова.
Кстати, он - блистательный экспериментатор и строитель практик развивающего образования на разных его ступеньках (образовательные программы - дошкольная "Золотой ключик" и школьная - "Мастер"). Один из первопроходцев в исследовании феномена совместной учебной деятельности, о чем неоднократно упоминал в своих работах классик теории УД В.В.Давыдов, для которого результаты экспериментов Г.Г.Кравцова носили принципиальный характер.
Именно потому более, чем другие, Гена имеет право на критику деятельностного подхода - изнутри и извне одновременно. Из-за чего мы с ним время от времени мягко "деремся", хотя та его версия, которая является мишенью Гениной критики, не особо устраивает и меня.
Талантливейший лектор. Жизненно необходимый молодой психологии. И вот дальше как-то неловко говорить... Этот лектор уже почти два года нигде не читал своих чудесных лекций, так, подчитывал. Оставаясь в прекрасной лекторской форме. Я бы даже сказал - в лучшей из тех, в которых его знал. Это - абсурдно. Как герой Булгакова, на пять минут "записался" бы в ректоры какого-нибудь очень хорошего университета, чтобы предложить Геннадию Григорьевичу составить честь стать его профессором. Подписал бы приказ и тут же выписался бы... К счастью, профессора Кравцова уже "перехватили", но я вижу его аудиторию более широкой. И верю, что границы "площадки" для встречи с этим удивительным человеком расширятся.
С Днем Рождения тебя, мой дорогой друг!
В этом мире еще много, даже прибавилось, того, в чем стоит сомневаться. И наблюдается острый дефицит главного.
Твое поле. Твоя жизнь. Пусть ее будет много!
Твой
Володя –
с приветом и поздравлениями
от Гули
На развитие сайта