28 ноября Совет по федеральным государственным образовательным стандартам при Минпросвещения России рассмотрел и одобрил обновлённые стандарты общего образования. Это ключевой документ, отображающий суть школьной программы, на который ориентируются все школы и педагоги страны.Задача обновить стандарты и образовательные программы, опираясь на приоритеты научно-технологического развития Российской Федерации, поставлена Президентом страны и нацелена на выполнение глобальной стратегической задачи – вывести Россию в десятку лучших стран мира по качеству общего образования.
Работа над обновлением шла более полутора лет, и по её итогам получено более ста официальных заключений экспертных организаций, а также отзывы всех регионов страны, выводы которых положительно характеризуют содержание образовательных стандартов.
Важнейшее отличие новых проектов – в стандартах появилось конкретное содержание по каждой предметной области, что делает их понятными и для педагогов, и для родительского и ученического сообщества.
Стандарты также учитывают работу государства по развитию инфраструктуры образовательных организаций, проводимую в рамках национального проекта «Образование».
– Мы хотим гарантировать семье и ученику тот оптимальный и понятный набор результатов обучения и воспитания, который соответствует его возрасту, обеспечивает последовательное изучение основ наук и формирование личностных качеств, создаёт прочную основу для обучения на следующих уровнях общего или профессионального образования, – разъяснила глава Минпросвещения О.Ю. Васильева, выступая на заседании.
Новые ФГОС не содержат новаций, которые могли бы привести к нагрузке на учащихся или иным негативным последствиям. Более того, в стандартах закреплены требования, сохраняющие фундаментальный характер образования и укрепляющие межпредметные и внутрипредметные связи.
– Мы уверены, что синхронизация изучения частей основных предметов основных общеобразовательных программ в привязке к годам изучения – необходимый элемент содержательного единства образовательного пространства, – подчеркнула Министр.
Структура новых ФГОС позволяет существенно снизить нагрузку по отчётности, которая ранее ложилась на педагогов.
Важно подчеркнуть, что проекты стандартов не нарушают вариативность и оставляют возможность для творчества педагогов. Существенная содержательная часть по-прежнему остаётся у учителя, и он самостоятельно может выстраивать свои уроки с учётом особенностей класса.
– Обозначив в проекте стандарта последовательность достижения предметных результатов изучения предмета, мы оставили педагогу возможность самостоятельно определять преемственность подачи учебного материала для достижения этих результатов, – отметила О.Ю. Васильева.
Подводя итоги работы над новыми ФГОС за последний год, первый заместитель Министра просвещения П.С. Зенькович информировал, что на разных этапах, с учётом очных и заочных общественных обсуждений, в том числе на различных сетевых ресурсах, в ней приняли участие порядка 10 тысяч человек.
Он также предложил сделать датой вступления новых стандартов 1 сентября 2021 года, отметив, что «нам предстоит колоссальная работа по подготовке и направлению методических рекомендаций в органы власти субъектов, разъяснительной работе, как жить с новыми ФГОС».
– За полтора года мы эту работу проделаем и успеем подготовить систему к их вступлению в силу и дальнейшей реализации, – подчеркнул он.
Говоря о новом стандарте ФГОС по предмету ОБЖ, директор Центра экстренной психологической помощи МЧС России Ю.С. Шойгу отметила, что отражённое в нём предметное содержание «действительно результат общественного договора».
– Мир давно ушёл вперёд, появилось огромное количество новых вызовов и рисков, которые, к сожалению, не были отражены в предыдущем стандарте. Большим шагом вперёд является появление в этом стандарте отдельных модулей, особенно таких как информационная безопасность, кибербезопасность, а также безопасность в социуме, – рассказала она.
Ректор Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена С.И. Богданов в своём выступлении отметил, что принятие ФГОС укрепит единое образовательное пространство страны.
– Это стандарт общей договорённости. Безусловно не во всём. Но если говорить о содержании, это стандарт консенсуса. Именно такого рода стандарт можно и нужно попробовать использовать как основу для создания единого образовательного пространства, – заявил С.И. Богданов.
Дальнейшая работа по внедрению новых ФГОС будет сопровождаться масштабной методической поддержкой региональных органов управления образованием, руководства школ и педагогов на местах.
В ходе заседания заместитель Министра просвещения Российской Федерации В.С. Басюк также выступил с предложением о создании постоянно действующей при Совете рабочей группы по определению сроков и периодичности обновления федеральных государственных образовательных стандартов.
– На наш взгляд, перед этой рабочей группой должна стоять тактическая задача, обусловленная поручением Президента, связанным с реализацией комплекса мер по систематическому обновлению содержания общего образования на основе результатов мониторинговых исследований и с учётом современных достижений науки и технологий, изменений запросов учащихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных условиях. Мы должны ежегодно рассматривать предлагаемые изменения в стандарт, понимать, насколько они сегодня необходимы, и далее вносить предложения в Правительство для определения изменений содержания ФГОС в части условий, структуры примерной программы, предметных требований. Наша задача состоит в том, чтобы этот процесс был системным, – сказал он.
www.edu.gov.ru
На развитие сайта