Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

В.А.Пономаренко. О космической поддержке духа земного человека

  • Закладки: 
  • Просмотров: 850
  •  
    • 0

Владимир Александрович Пономаренко.

Пономаренко В.А. О космической поддержке духа земного человека // Национальный психологический журнал. 2011. №1(5). С.100-103.

Представлена оригинальная авторская гипотеза о роли Космического пространства в нравственном развитии человеческой личности, ее духовном обогащении и совершенствовании. Анализируются возможности изучения Космоса для формирования новых теорий о происхождении психического, для исследования сознания человека с новых сторон.

Человеческое сообщество активно развивает идею о биоэнергетике Кос­моса как потоке добродетельности, исходящей от Высшего Разума. Поче­му идея добра так актуальна во все времена? Дело в том, что в мире много бед и несправедливости. Обилие лжи и зла как свойство социального бытия чело­века привело в XX веке к всеобщему ослаблению веры. Неискупленный и непрощенный грех становится знаком беды, тем более что непросвещенный атеизм не дал возможности людям по­верить в духовный идеал. Отсюда бе­рет начало стремление людей проник­нуть в тайны космогонической энер­гии добродетельности, определяющей духовное единение землян.

Язык, знаки, символы, религиоз­ные ритуалы создали условия для по­нимания и общения различных пле­мен и народов. Но осталось главное — непонимание друг друга на уровне духовном.

Неслучайно мыслители разных ис­торических эпох задумывались над тайной всеобщей связи жизни и Духа человека с Вселенной как явлением вечным и непрерывным. «Небо, — пи­сал Н. Бердяев, — есть самая глубочай­шая глубина нашей духовной жизни». В этой глубине, по его мнению, зало­жен духовный опыт как более глубо­кий слой бытия. К.Э. Циолковский представлял духовный опыт Космоса в виде Любви и Добра. Принимая эти допущения за гипотезу, можно пред­положить, что космогоническое окру­жение земли (Логос) дано нам в ощу­щении энергии Духа. Если это так, то через духовное общение с Небом че­ловек сможет расшифровать информацию и получить энергию из род­ственного духовного мира.

В свое время В. Вернадский вы­двинул гипотезу мироздания, суть ко­торой в космическом происхождении живого вещества, представленного не в виде молекул и атомов, а в виде биологических полей. Космогоническая суть биополя живого вещества пред­ставлена человеческим разумом, кото­рый и преобразует биосферу в сферу вселенского разума, то есть ноосферу. По представлениям физиков, в миро­здании есть две реальности — Веще­ство и Поле (А. Эйнштейн), но для че­ловека они преобразуются в информа­цию и Дух. В этом понимании человеческая жизнь — это некое мате­риальное преобразование информа­ции в живое вещество. Думается, что проявление Духа в материи и есть су­щее свойство жизни. Из этих допуще­ний рискнем сделать более высокое обобщение: связь энергии космоса с полем живого вещества человека осу­ществляется через духовность. Дока­зать это можно лишь при условии от­крытия психического вещества. Логи­ка высказанного суждения требует, хотя бы гипотетически, раскрыть со­держательную часть понятий Духа и духовности.

Хотя это и область богословия, но попытаемся найти в ней свою психо­логическую нишу. Итак, физическая картина Вселенной складывается из полей и вещества. У человека кроме энергетического поля, благодаря при­ему космической энергии, существует поле духовное. Возникает вопрос: за­чем человеку понадобилось духовное поле параллельно сознанию как высшей формы существования материи? Выскажу лишь общие посылки, так как твердых доказательств у меня нет.

Человек, как физическое, биоло­гическое и социальное явление в сво­ей активной природосообразности, проявил себя в эволюционной спо­собности к выживанию. Сам процесс выживания не идентичен созиданию, так как с позиции Духа человек опи­рался не на самые лучшие свои свой­ства: агрессию, гедонизм, лукавство, вероломство, насилие, конформизм, мимикрию и прочее. Биосфера отби­рала «приспособленцев».

Живое вещество генетически адаптировалось к природе через удо­вольствие, наслаждение, и лишь затем через страх. Поэтому теория о том, что выживали сильные, требует уточне­ния: выживали чувственные и облас­канные природой. Именно в чувственности проявилась предтеча ра­зумного.

Однако на определенном этапе по неустановленным причинам про­изошло нарушение гармоничной свя­зи между чувственным и природным в человеке. В результате разум приоб­рел новое свойство «бесчувственнос­ти» и, соответственно, развитие процесса выживания на более высоком общественном уровне приобрело но­вый вектор в виде насилия, а затем и власти. Конечно, подобное суждение не совпадает с учением историческо­го материализма, но сама жизнь научи­ла нас сомневаться во многих «измах», так как общественно-экономические формации меняются, материальная сторона жизни усиливается, культ вла­сти и насилия крепнет.

И пора бы моралистам уходить на пенсию, если бы не одно обстоятель­ство. История развития человечества свидетельствует: онтогенетическому механизму природно обусловленного насилия в целях выживания всегда противостояло Сущее в человеке! Су­щее в человеке начинается с самого простого, но кардинального отличия: у человека есть потребность похоро­нить и оплакать своего ближнего. Су­щее — в духовном поле человека, си­ловые векторы которого несут любовь, сострадание, добродетель и совесть.

Духовность, в нашем понимании, — это способность человека трансфор­мировать энергию Космоса и направ­лять ее на других людей с целью даль­нейшего развития вселенской любви, добра и саморазвития. Высшее пред­назначение живого духовного поля в человеке, по-видимому, состоит в организации и координации равно­весного состояния Добра. Выводит из этого равновесного состояния энергия зла. При этом уместно заметить, что зло не всегда направлено против доб­ра. Оно может оттенять суть добра и, соответственно, имеет свойство всеоб­щего явления. Вот почему мое «Я», хорошее или плохое, есть также «Я» других людей. В этом всеобщность добра и зла. Отсюда и фундаменталь­ность духовного поля, проявляющего­ся «в связности людей в добре и зле» (И. Ильин).

По аналогии с тем, как в природе существует непрерывное термодина­мическое неравновесие, так и в че­ловеке заложено нравственное не­равновесие. «Божью детерминанту» проявления Духа как высшего буфе­ра надо искать в случае, когда духовное поле теряет динамическое равно­весие и выходит за пределы «духов­ных законностей» в область зла. В этом регулировании равновесных состояний просматривается высшая целесообразность. Примечательна ее суть: постоянно подвергать искуше­нию и напряжению два энергетичес­ких источника по ту и по эту сторону сознания. Именно подсознанию дана уникальная способность к усилению интенсивности энергообразования со­стояний предчувствий, тревожных ожиданий, злобных пожеланий и прочего, приводящему к нарастанию уда­ления от состояния равновесия. Исхо­дя из сказанного, можно понять смысл и назначение удивительного свойства личности, представленного в виде духовного противостояния «Я» человека его второму «Я». Не ученые, а поэты подметили тревожный мир второго «Я» в его неравнозначности — от воз­вышенного Логоса до «черного человека» (С. Есенин).

Как же все это белое и черное сде­лать гармоничным, равновесным в жизни людей? По-настоящему свое второе «Я» человек «обеляет» на пути к слиянию с космическим бытием. В этой связи попытаюсь найти некото­рые примеры из жизни человека лета­ющего, то есть космонавта и летчика, подтверждающие мою гипотезу о том, что Дух земного человека нуждается в большей космической поддержке.

Для человека летающего Небо все­гда было, есть и будет любовью и Ду­хом. Не следует упорствовать в убеж­дении, что Дух — это обязательно что- то «не от мира сего». Это реальное возвышенное психическое состояние, возникающее не столько в результате действия, сколько в процессе пости­жения смысла своей деятельности. Само понятие смысла включает цель в ее духовном понимании.

Известно, что цель полета чайки — поиск хлеба насущного. У летчика и космонавта, в отличие от птиц, в ос­нове стремления к полету всегда лежит духовная потребность познать себя, свое «Я». Таким образом, познание себя — это и есть духовная работа, а человек летающий, стало быть, явля­ется носителем Духа! Высшее предназначение Духа — вести человека к Ис­тине путем развития в нем сущност­ных сил. Для человека летающего высший смысл заключается не только в «небесном» труде, но и в самом про­цессе полета. Ибо полет в Небе откры­вает земному человеку смысл и цен­ность данной ему свободы.

Каждый летчик и космонавт знает, что полет как возможность соприкос­новения с Вселенной заполняет душу такими чувствами, как страсть и эсте­тическое наслаждение творением Всевышнего. Полет создает возможность раскрыть себя, развить, осмыслить свое «Я» и, наконец, выйти из своей телесной оболочки. Скорость, про­странство, «дыхание гравитации», ощущение своей причастности к Все­ленной, переживание своего нового «Я», более свободного, вольного, — все это и есть новый мир пространства и Духа, с помощью которых человек в полете познает Сущее.

Но в полете есть и противодействие добру, то есть зло как подсознательный страх и тревога, сковывающие душу. Страх и тревога деформируют чув­ственный мир полета, подталкивая человека на необдуманное расшире­ние границ дозволенного. Страх гене­рирует энергию инстинктов спасения тела, которые и выступают в качестве «противодуха». Начинают подвергаться искажению воля и разум. Обычно в таких случаях знания побеждают страх. Но в небе есть свои специфичес­кие особенности, которые затрагивают именно духовную сферу.

Когда летчик или космонавт усили­ем воли все же побеждает страх и лик­видирует угрозу для жизни, его духов­ное поле на мгновение наполняется далеко не гордостью. Дух является для очищения от гордыни в виде открове­ния: чего ты стоишь? Опасность, угро­жающая жизни, в сжатые мгновения обогащает духовный слой сознания мыслью: кто ты есть на самом деле? Это и есть духовный процесс очищения от самодовольства, осознание вины за расширение своих возможностей. Та­ким образом, Дух космонавта, летчика есть реальность, представленная в его жизненном и профессиональном опы­те. Интересно отметить еще одно на­блюдение за духовной составляющей в полете. Имеется в виду феномен, когда знания сдерживают свободу, а свободу в полете дает вера.

Суть моей иллюстрации к сказанному состоит в следующем. В профес­сиональной деятельности космонавта и летчика непосредственным вещным окружением является кабина со всеми приборами управления, системой ин­формации, средой обитания. Психо­логически это означает, что предмет­ный мир, окружающий человека, есть не что иное, как усвоенное знание управления летательным аппаратом. Поскольку вся информация закодирована, то психика в основном занята перекодированием знаковой инфор­мации в образные представления. Вот тут-то и начинают включаться духов­ный и рефлексивный слои сознания. Человек начинает понимать, что знания, вложенные в приборы, сигнализаторы, ручки, кнопки, тумблеры, не­достаточны для свободного общения с Пространством и Временем, в кото­ром движется управляемый им летательный аппарат.

Именно авиация и космонавтика придала таким абстрактным категори­ям, как пространство и время, лично­стный смысл, так как именно эти ка­тегории для человека летающего пре­вращаются в социальную ценность, ибо психологически включены в цель деятельности.

Психическая трансформация физической сути Пространства для лет­чика есть интеллектуальный процесс осмысления и самоосознания его роли в обеспечении безопасности полета. Летчики и космонавты очеловечивают пространство, называя Небо общим Домом. Пространство — то вместили­ще поля информации, которое, по-видимому, составляет суть связи Духа с Полем человека. Вот почему человек в полете эмоционально начинает чув­ствовать, что ему не физически, а ду­ховно тесно и душно в кресле пилота.

Он как бы мысленно отвязывается от него и начинает переживать чувство парения. Это и есть «летческое чудо», которое земному рассудку недоступно. Для этого рассудок доложен быть обогащен красотой и грандиозностью Вселенной. Смею думать, что Про­странство участвует в формировании Вселенского сознания. Небо едино над планетой. Поэтому авиация и космонавтика помогают в полете развивать духовное в человеке, обостряя нравственные потребности к понима­нию себя в других.


Из этой гипотезы вытекают далеко идущие обобщения, подобные тому, что космическая одиссея человечества открывает путь к более продуктивно­му воссоединению земного рассудка с Всевышним Разумом. Более того, еди­нение земного сознания с космогони­ческим открывает врата души для веры. Под верой в данном случае по­нимается духовная энергия, обеспечи­вающая нравственные побуждения. Если в знании — сила, то в вере — энер­гия этой созидательной силы. Из все­го сказанного я делаю дерзкий вывод: сообщество летающих людей духовно ближе к пониманию, что человек не властен над собой, а стало быть, не может быть властен над подобными себе. Люди, непосредственно сопри­коснувшиеся с Космосом, к сожалению, утаивают, что отчетливо ощути­ли смысл и жизнь Духа в себе, в своем втором «Я». Более того, они соприкоснулись с феноменом космического сознания. Это выражалось в чувстве при­лива необычной энергии любви и доб­рожелательности ко всем живущим на Земле, чувстве ответственности за всех, чувстве причастности к Космосу.

Мои многолетние исследования психологии чувств, воли, пережива­ния, нравственных побуждений чело­века в полете, его психических состо­яний в экстремальных ситуациях с угрозой для жизни, а также наблюде­ния, дружеские откровенные беседы дают основания говорить о явном, ощутимом присутствии веры и Духа в человеке летающем. Для этого утвер­ждения есть некоторые подтверждаю­щие факты. Многие наблюдали, что один и тот же человек неодинаков в полете и на Земле. Человек в полете как бы «воспламеняется» и обретает другой свет, это человек совести, ко­торая хотя и ведет к власти, но к вла­сти над собой. Его внутреннее «Я», как данная в духе свобода, воплоща­ется в других людях, его сознание в полете энергичнее настраивается на Вселенскую частоту. Человек летаю­щий в качестве средства достижения высших целей предлагает любовь и жизнелюбие.

Самый большой порок в человеке — это гордыня. Человек в полете усми­ряет и ее, исповедуя нравственный императив: чем выше мы поднимаем­ся над людьми, тем меньше мы им ка­жемся. Вот еще один пример святости полета: возвращаясь с Неба, мы обо­гащаемся Духом землян. Конечно, да­леко не все летающие достойны этой святости; как говорится, у каждого свое поле, свой злак и свой сорняк. Но нам, землянам, надо более продуктив­но использовать космические полеты в целях исследования психического поля личности человека как носителя космического сознания, как энергети­ческого резервуара космической энергии в интересах поддержания потенциала Духа разумности. В связи с этим в научные программы космических полетов следует включать не только вопросы физиологического выжива­ния и способности к работе в услови­ях невесомости, но и более широкие проблемы, определяющие физичес­кую суть энергетической «подкачки» культуры живой планеты Земля.

В космосе — ключ к открытию психического кода, который был по неизвестным причинам утрачен, и нам досталась лишь частичка виталь­ных, репродуктивных и эгоистичес­ких потребностей. Не менее важна роль Космоса в формировании ново­го планетарного сознания, новых те­орий о происхождении психического. В наш век насилия, утраты веры, без­духовности человечество крайне нуж­дается в создании нового нравствен­ного пространства для духовного еди­нения землян. Сегодня люди движутся к прогрессу, пытаясь обяза­тельно возвыситься друг над другом. Удивительное явление: каждое новое поколение, стоя на плечах предше­ственников, может больше материа­лизовать знания, но при этом духов­ность падает, испаряется, ибо стоящие на плечах забывают о своей опоре. Так воспроизводится зло, для победы над которым у нового поко­ления разум слишком рационалисти­чен. Возможно, лучше взяться за руки и двигаться вперед, не боясь ирраци­ональности в действиях.

Я прихожу к выводу, что познание психического как системы преобра­зования космической энергии в зем­ной эквивалент веры может стать на­учной базой для разработки геополи­тической идеи безопасности жизни на планете Земля. Для этого недостаточно объединения религиозного и научного сознания. Для этого люди должны отказаться от примата гово­рящего над неговорящим. Только преодолев эту «дополнительность эволюционности» в себе, мы сможем начать разработку нового языка, языка сознания для общения в Духе. Язык сознания — это, собственно го­воря, тот пространственно-времен­ной вектор, который и осуществляет слияние материальных и духовных полей в процессе «подкачки» косми­ческой энергии. Прорыв в новое, вселенское состояние человеческой души с помощью языка сознания даст возможность преобразовать энергию живого вещества не столько в разум, сколько в добродетель. В этом Путь к Истине с помощью Духа, и это возможно в случае открытия психического вещества, способного удерживать энергию Духа. В физи­ческом смысле эта задача может быть представлена как управление меха­низмом устранения разности органи­зованности физических и психичес­ких полей, живущих каждое в своем Времени. Ключ к открытию частоты излучения космогонического Поля лежит в механизме управления Временем, определяющим жизнь на микро- и макроуровнях.

Поиск истоков энергии духовно­сти землян приведет нас к такой за­гадочной субстанции, как память, так как именно память является хра­нительницей Времени, связывая прошедшее и будущее. Именно про­шедшее выступает как энергетичес­кая связь отдельного человека с человечеством и Вселенной. Может быть, в этом и состоит наш исход­ный грех перед Высшим Разумом, так как мы напористо и непристой­но пинаем прошлое, хотя каждый из нас еще в детстве сотни раз убеждал­ся: как мама говорит, так оно и слу­чится... Но мы, как закодирован­ные, упорно забываем, что ориенти­ры, заданные нам прошлым, есть истинное будущее.

Сознаю, что все высказанное слишком умозрительно, порой упро­щено. В оправдание хочу сказать, что если все в одночасье станет ясным, то исчезнут тайны, разгадке которых мы и посвящаем свою творческую жизнь. Однако я предвижу, что полеты чело­века в космическое пространство со­здадут условия для пробуждения со­вершенно новой мысли: не единой Землею жив человек!

Приток Вселенского сознания на­чался и открыл дорогу Духу. Судьбою XXI века космонавтике начертано от­крыть путь новым исследованиям в области жизни души. А всем нам, ухо­дящим из этого мира и приходящим в этот мир, следует чтить наших предше­ственников, утверждавших, что в ду­шевной жизни не меньше достоверно­сти о мире, чем в знаниях о его физи­ческом аналоге (К. Юнг).

Да будет светиться всепобеждаю­щий Дух в наших сердцах!

Об авторе:
Пономаренко Владимир Александрович - специалист в области авиационно-космической медицины и психологии академик РАО, доктор медицинских наук, профессор, генерал-майор медицинской службы, начальник Института авиационно-космической медицины Министерства обороны СССР и России (1986-1993). Автор книг: "Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике№ (в соавт. с Г.Т.Береговым, Н.Д.Заваловой и Б.Ф.Ломовым), "Психология жизни и труда летчика", "Авиационная психология: Проблема безопасности лётного труда" (в соавт. с Н.Д.Заваловой), Страна Авиация: черное и белое", "Авиация. Человек. Дух" (1998), " Созидательная психология: Избранные психологические труды" (2000), "Психология духовности профессионала" (2004), . "Размышления о здоровье" (2001), "Психология человеческого фактора в опасной профессии" (2006), "Профессия — психолог труда" (2007), "Нравственное небо" (2010) и др.

По теме на сайте:
- Человеческое в человеке. 100 мини-лекций Владимира Кудрявцева. 15. За самосознанием - во Вселенную




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Апрель 2024 (23)
Март 2024 (60)
Февраль 2024 (49)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Ноябрь 2023 (44)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх