Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Огонь и Логос у Гераклита

  • Закладки: 
  • Просмотров: 216
  •  
    • 0
Иоганн Морильсе. Гераклит (около 1630)
Иоганн Морильсе. Гераклит (около 1630).

Из "Гостевой книги" старого сайта

Уважаемый Владимир Товиевич, не могли бы Вы подсказать. Тождественны ли в гераклитовской философии понятия "вечно живой Огонь" и "Логос"?


Тимур

Уважаемый Тимур,

В этом пункте Гераклит в очередной раз оправдывает свое прозвище «Темный».

С одной стороны, он утверждает: «Превращения огня: сначала - море, море же - наполовину земля и наполовину престер. [Это значит, что огонь посредством всеуправляющего] логоса [и бога через воздух превращается в воду - как бы семя мирообразования, которую он называет] морем; [из воды же происходит земля и небо и все между ними находящееся. Каким же образом он в обратном направлении восстанавливается и возжигается, он разъясняет так]: море мерами разлагается по тому же логосу, какой и прежде был до возникновения земли (курсив мой. - В.К.)» (Фрагменты Гераклита // Материалисты древней Греции. М., 1955. 44). Как видим, огонь в процессе того, что Гераклит называет amoibë - разменом (здесь это переведено как превращение) вынужден прибегать к посредству "всеуправляющего логоса", т.е. некоторой более «высокой инстанции». Можно предположить, что этой «инстанцией» является Судьба, косвенное подтверждение чему мы находим в изложении Гераклита Диогеном Лаэртским: «Вселенная конечна, и мир один. Возникает он из огня и вновь исходит в огонь попеременно, в течение всей вечности; совершается это по Судьбе» (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. 2-е изд. М., 1986. С. 335).

С другой стороны, нет никакой силы выше огня, он – предельная универсалия: «На огонь обменивается все, и огонь – на все, как на золото – товары и на товары – золото» (Фрагменты Гераклита. С. 49). Или: «Грядущий огонь все будет отделять и все связывать» (Там же. С. 47). И наконец, главное: «[Он говорит также, что суд над космосом и над всеми находящимися в нем совершается через огонь, так как он выражается следующим образом]: Всем управляет перун, [т. е. он направляет; перуном же он называет вечный огонь, он говорит также, что огонь разумен и является причиной управления всем]» (Там же).

Представляется, что Судьба, Логос, Разум, по Гераклиту, - это атрибуты огня (так же, как мышление, по Спинозе, есть атрибут субстанции). Благодаря им он и приобретает «силу и влияние» Перуна – «вечного огня», абсолютной субстанции, всепорождающей, всеуправляющей и всепоглощающей. Таково, говоря языком Гегеля и Маркса, абстрактно-всеобщее понятие огня. Однако Гераклит определяет и его конкретно-всеобщее понятие, где огонь совпадает с космосом, который не только всецело производен от него, но и сам по себе – воплощение вечного огня: «Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, - но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим» (С. 44).

В.К.




  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Ручей, море, жизнь (цитата недели)
22-03-2015
Ручей, море, жизнь (цитата недели)

330 лет назад, 21 марта 1685 г. в Эйзенахе родился композитор Иоганн Себастьян Бах
«Как зарок от суесловья, как залог...» (цитата недели)
22-01-2012
«Как зарок от суесловья, как залог...» (цитата

Цитата недели
05-04-2009
Цитата недели

  • Календарь
  • Архив
«    Июль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Июль 2020 (18)
Июнь 2020 (21)
Май 2020 (29)
Апрель 2020 (22)
Март 2020 (68)
Февраль 2020 (39)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх