Иоганн Морильсе. Гераклит (около 1630). Из "Гостевой книги" старого сайтаУважаемый Владимир Товиевич, не могли бы Вы подсказать. Тождественны ли в гераклитовской философии понятия "вечно живой Огонь" и "Логос"?
ТимурУважаемый Тимур,
В этом пункте Гераклит в очередной раз оправдывает свое прозвище «Темный».
С одной стороны, он утверждает: «Превращения огня: сначала - море, море же - наполовину земля и наполовину престер. [Это значит, что
огонь посредством всеуправляющего] логоса [и бога через воздух превращается в воду - как бы семя мирообразования, которую он называет] морем; [из воды же происходит земля и небо и все между ними находящееся. Каким же образом он в обратном направлении восстанавливается и возжигается, он разъясняет так]: море мерами разлагается по тому же логосу, какой и прежде был до возникновения земли (курсив мой. -
В.К.)» (Фрагменты Гераклита // Материалисты древней Греции. М., 1955. 44). Как видим, огонь в процессе того, что Гераклит называет
amoibë - разменом (здесь это переведено как
превращение) вынужден прибегать к посредству "всеуправляющего логоса", т.е. некоторой более «высокой инстанции». Можно предположить, что этой «инстанцией» является Судьба, косвенное подтверждение чему мы находим в изложении Гераклита Диогеном Лаэртским: «Вселенная конечна, и мир один. Возникает он из огня и вновь исходит в огонь попеременно, в течение всей вечности; совершается это по Судьбе» (
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. 2-е изд. М., 1986. С. 335).
С другой стороны, нет никакой силы выше огня, он – предельная универсалия: «На огонь обменивается все, и огонь – на все, как на золото – товары и на товары – золото» (Фрагменты Гераклита. С. 49). Или: «Грядущий огонь все будет отделять и все связывать» (Там же. С. 47). И наконец, главное: «[Он говорит также, что суд над космосом и над всеми находящимися в нем совершается через огонь, так как он выражается следующим образом]: Всем управляет перун, [т. е. он направляет; перуном же он называет вечный огонь, он говорит также, что огонь разумен и является причиной управления всем]» (Там же).
Представляется, что Судьба, Логос, Разум, по Гераклиту, -
это атрибуты огня (так же, как мышление, по Спинозе, есть атрибут субстанции). Благодаря им он и приобретает «силу и влияние» Перуна – «вечного огня», абсолютной субстанции, всепорождающей, всеуправляющей и всепоглощающей. Таково, говоря языком Гегеля и Маркса,
абстрактно-всеобщее понятие огня. Однако Гераклит определяет и его
конкретно-всеобщее понятие, где
огонь совпадает с космосом, который не только всецело производен от него, но и сам по себе – воплощение вечного огня: «Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, - но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим» (С. 44).
В.К.
На развитие сайта