Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Путешествия и путешественники во времени как гуманитарная проблема

  • Закладки: 
  • Просмотров: 689
  •  
    • 0

От Стругацких и Водолазкина до азиатских сериалов: на факультете культурологии РГГУ обсудили путешествия во времени


Недавно на факультете культурологии РГГУ прошла вторая конференция «Путешествия во времени: социокультурное измерение популярных сюжетов ХIХ — ХХI вв. Перемещение во времени как форма культурного контакта». Необходимость подобного обсуждения возникла после ноябрьской конференции 2019 года, на которой стало понятно, что тему путешествий во времени необходимо изучать и дальше, расставляя новые акценты в исследованиях. В этот раз выступающие решили сосредоточиться на взаимодействии представителей разных эпох друг с другом.

Исследователи обсудили как произведения, уже ставшие культовыми, например, повесть «Полдень XXII век» братьев Стругацких или роман «Авиатор» Евгения Водолазкина, так и современные сериалы: «Сверхъестественное», «Чужестранка», «Банши», китайский сериал «Радость жизни». Выступающие, кажется, смогли охватить весь спектр тем: поговорить о мотиве перемещения во времени в произведениях массовой культуры, в произведениях, которые можно отнести к высокой культуре, а также произведениях, занимающих промежуточные положения.

«Эта тема является актуальной, мы пытаемся переосмыслить современность, используя параллели с прошлым, а также модели будущего. Тема времени и человека во времени нас постоянно окружает» — рассказала модератор секции, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и теории культуры факультета культурологии Александра Тарасова.


Исследователи обсудили как произведения, уже ставшие культовыми, например, повесть «Полдень XXII век» братьев Стругацких или роман «Авиатор» Евгения Водолазкина, так и современные сериалы: «Сверхъестественное», «Чужестранка», «Банши», китайский сериал «Радость жизни». Выступающие, кажется, смогли охватить весь спектр тем: поговорить о мотиве перемещения во времени в произведениях массовой культуры, в произведениях, которые можно отнести к высокой культуре, а также произведениях, занимающих промежуточные положения.

«Эта тема является актуальной, мы пытаемся переосмыслить современность, используя параллели с прошлым, а также модели будущего. Тема времени и человека во времени нас постоянно окружает» — рассказала модератор секции, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и теории культуры факультета культурологии Александра Тарасова.

Музыкальная машина времени: аутентичное исполнение

Одним из самых неожиданных стало выступление магистра культурологии и научного сотрудника музея современного искусства Романа Королева-Намазов. Он напомнил присутствующим, что машиной времени может стать, например, музыкальное произведение. Роман Нематович исследовал аутентичное исполнительство как способ открыть музыкальное пространство прошлого: «тема перемещения в пространстве связана с освоением этих пространств» — сообщил выступающий.

Так что же такое аутентичное исполнение? Прежде всего это ретроспективное музыкальное направление, основной задачей которого стало точное воссоздание звучания музыки прошлого. Родоначальником движения считается британский инструментальный мастер Арнольд Долмеч, именно он впервые сконструировал лютню заново; а немецкий музыковед Альберт Швейцер предложил использовать для исполнения органной музыки именно те исторические инструменты, для которых она создавалась. Моду же на клавесины в первой половине двадцатого века вернула польская пианистка и клавесинистка Ванда Ландовская. Докладчик заметил, что аутентисты вдохновляются различными объектами музыкального прошлого и становятся разрушителями традиционного исполнительства. Они максимально точно пытаются передать музыкальное произведение согласно тем правилам, в рамках которых оно создавалось.

Аутентисты предлагают зрителю доступ к языковой материальности прошлого.

Благодаря кропотливой работе музыкантов и их прочтению самой музыки — зритель получает возможность услышать мотивы другого времени. Перед современным зрителем разворачивается целое историческое музыкальное событие. Чтобы сконструировать подобную «музыкальную» машину времени, учитывают, например, инструменты, которые существовали во время жизни композитора, а также социальные установки прошлого.

Путешествие во времени на примере литературных источников

Участники первой секции рассказали о проблеме путешествий во времени, в том числе на примере литературы. Были разобраны различные литературные источники. Роман Евгения Водолазкина «Авиатор» — исследовала Наталья Полтавцева, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник кафедры истории и теории культуры.Герой Евгения Водолазкина, Иннокентий Платонов, теряет свою память в результате экспериментов по крионике. Он переносится в другое время, где учится жить практически заново. Адаптироваться к новой реальности ему помогает немецкий врач Гейгер. Он же просит героя вести дневник, в котором тот должен описывать все, что с ним происходит; а также сообщает, что на дворе 1999 год.

Наталья Георгиевна рассказала аудитории, что в романе автор занимается поиском собственной культурной идентичности. Этому способствует персонаж, который перемещается из одного времени в другое, но при этом обладает крепкой культурной идентичностью человека серебряного века.

Помимо романа «Авиатор» были также рассмотрены другие произведения. Например, мир, который создали советские фантасты Аркадий и Борис Стругацкие. Инар Искендерова, аспирант филологического факультета МГУ, подчеркнула, что Стругацких интересует не механика путешествий во времени, но проблема «другого». Переместившись герои, как правило, не могут до конца привыкнуть к новому времени и остаются «чужими» для мира Полудня. Они проходят точку невозврата без возможности повернуть назад.

Апогеем этого конфликта становится произведение Стругацких «Волны гасят ветер», где часть человечества неожиданно переходит на новую ступень эволюции. Главный действующий персонаж Тойво Глумов оказывается в числе тех, кому предстоит пережить превращение и стать новым видом — люденами. После того, как Тойво Грумов преображается, становится понятно, что граница времени в произведениях Стругацких и правда непреодолима, герой покидает Землю, чтобы никогда на нее не вернуться.

Попаданцы в современной сериальной культуре

Одной из самых занимательных стала секция, посвященная в основном сериальной культуре. Благодаря материалам данной секции хорошо видно, какой популярностью пользуются сюжеты о перемещениях во времени в современной массовой культуре. Был разобран ряд известных сегодня сериалов, начиная от сериала «Сверхъестественное», который насчитывает 15 сезонов, и заканчивая китайской дорамой «Радость жизни», которая получила большую популярность в Китае, но в России не столь известна.

Виктория Плужник, ассистент факультета культурологии РГГУ, показала как конструируется образ «Другого» на примере сериала «Чужестранка». Переместившись из 1945 года в 1743 год девушка адаптируется к окружающей ее действительности. Через какое-то время «прошлое» превращается для героини в «настоящее». Виктория Викторовна обратила свое внимание, что в процессе ассимиляции главная героиня усваивает нормы прошлого и привыкает к нему. Интересно, что создатели сериала дистанцируются от своих героев, воспринимая течение истории с позиции сегодняшнего дня — третьего временного измерения.

Кандидат исторических наук, доцент факультета культурологии Александра Тарасова рассказала о знаках времени и признаках жанра на примере китайского сериала «Радость жизни». Основным местом действия в сериале стало государство Цинь, куда попадает главный герой. Он переносится в тело новорожденного младенца. Интересной особенностью этого сериала оказываются различные телесные практики. Важную роль в этой исторической версии государства Цинь играют церемониальные позы. Способность героя переключаться между визуальными знаками, характерными для исторического времени, в которое он переместился, и времени, из которого он переместился, являются важным элементом сериала.

Например, его расслабление движения и походка выделяют его среди всех прочих. Периодически он выражает эмоции совершенно непривычно для окружающих. Впоследствии оказывается, что линии времени очень сильно запутаны, о чем сценаристы предупреждают, в том числе с помощью языка тела.

Идея того, что прошлое — это конструкт, прочно обосновалась в массовой культуре, рассказали участники конференции. Раньше человек из настоящего попадал в такое же «настоящее прошлое». Прошлое в таких произведениях культуры может быть специально сконструировано.

Конференция состояла из двух секций и перерыва, на котором всех гостей ждал чай со сладостями. После перерыва прозвучал ряд докладов, посвященных сериалам, фильмам, а также произведениям художественной литературы. Специалисты обсудили визуальные тренды в культуре, американскую детскую литературу, корейские сериалы, динозавров, а также нелинейность времени в фильме Сокурова «Русский ковчег».

www.rsuh.ru




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Владимир Кудрявцев, Гульшат Уразалиева. Путешествия по Заоконью
07-06-2011
Владимир Кудрявцев, Гульшат Уразалиева.

Отрицание времени: антиисторизм? (продолжение дискуссии в Форуме)
14-04-2011
Отрицание времени: антиисторизм? (продолжение

100-летие со дня рождения А.В.Запорожца: заседание Московского семинара по культурно-исторической психологии
07-09-2005
100-летие со дня рождения А.В.Запорожца:

  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Декабрь 2024 (14)
Ноябрь 2024 (29)
Октябрь 2024 (38)
Сентябрь 2024 (34)
Август 2024 (36)
Июль 2024 (23)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх