Виталий Григорьевич Костомаров 3 января филолог и педагог академик РАО
Виталий Григорьевич Костомаров отметил свое 90-летие. Сегодня ночью он ушел из жизни. Основатель, первый директор и президент Института русского языка им. А.С.Пушкина. Рыцарь русского языка. Рыцарское отношение к нему он унаследовал от своего учителя знаменитого русиста В.В.Виноградова. Он не был хранителем музея языковых мумий, а боролся за жизнь - живую способность говорить и писать по-русски, в своих вершинных формах (не только литературных - его докторская была посвящена газетному языку) становящуюся редким даром. Но этим даром могут наслаждаться и вдохновляться многие, сделав шажок к владению им. Не нормами - результатами договора, а живым языком, на котором не только говорят, но и договариваются. А за договором всегда стоит некий жизненный смысл - всегда историчный, но не всегда явный. Договариваясь, порой ИЩУТ слова. И даже - буквально - язык, в целом.
В одном из интервью Костомаров утверждал:
Норма погибнет. Максимум, что останется – это образец. Образец нужен, потому что иначе в языке погибнет качество взаимопонимания. Всегда для какого-то употребления людям хотелось взять чужой язык и оградить себя и свою группу от давления темной массы.
Русское дворянство решило: изучая французский язык, мы отгородим себя, белую кость, от черни. Как вы будете жить рядом с чернью? Очень просто, мы не будем их учить французскому языку, а сами-то мы русские, мы сможем с ними объясниться по-русски. А русский язык не нужен нам как язык науки, потому что не нужно, чтобы ученые были.
Возьмите Ломоносова, он стал ученым? Стал. Великим стал? Стал. На каком основании? Потому что его дьячок там, в его таежном крае, обучил латыни. А человек он был очень способный, его отправили поучиться в Германию. Вообще, это потрясающий человек! Он говорит: всех не обучить немецкому и латыни, значит, надо сделать русский язык таким, чтобы науку можно было на нем писать – вот в чем гениальность и патриотизм этого человека.
Скажем, Толстому эта правильность фабрично-заводская была понятна? Нет. Страдал человек безумно от этого, потому что для него правильность была – правильность патриархального крестьянства, то есть правильность предыдущей экономической формации, которую марксисты называют феодальной.
Источник - тут и живая речь Виталия Григорьевича, послушайте...
Мне посчастливилось немного знать этого удивительного человека, общаться с ним и даже однажды принимать в качестве гостя дома. Но лучше Виталия Григорьевича знали мои родители - его сокурсники по филфаку МГУ.
Я благодарен им за эту встречу.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта