Двадцать лет назад в Баренцевом море погиб атомный подводный ракетный крейсер (АПРК) К-141 «Курск» – одна из самых современных на тот момент субмарин ВМФ России. «Курск» относился к проекту 949А, главным предназначением которого являлась борьба с крупными надводными кораблями противника, прежде всего – с авианосцами. Заложенный в марте 1990 года, он был спущен на воду в мае 1994 года и вошел в строй 30 декабря 1994 года. Гибель лодки, на борту которой находились 118 человек (111 членов экипажа, пять представителей штаба 7-й дивизии подводных лодок Северного флота РФ и два сотрудника предприятия «Дагдизель»), стала самой масштабной катастрофой в истории отечественного подводного флота.Согласно официальной версии завершившегося в конце июля 2002 года расследования причин гибели атомохода «Курск», трагедия произошла 12 августа 2000 года в 11 часов 28 минут 26,5 секунд по московскому времени в результате взрыва, центр которого находился в месте расположения учебной, без боевого заряда торпеды 65-76А, внутри четвертого торпедного аппарата.
Родные и близкие погибших моряков до последнего момента – до того, как 21 августа 2000 года в 17 часов начальник штаба Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак официально подтвердил факт гибели экипажа АПРК «Курск», надеялись на то, что хотя бы часть экипажа удастся спасти.
Через неделю после гибели подлодки «Курск» стало ясно, что находившимся в поселке Видеяво (Мурманская область) родным и близким погибших необходима психолого-медико-социальная помощь и поддержка. С этой целью к группе мурманских врачей, работавших в поселке, присоединилась межведомственная команда врачей и психологов. Она объединяла усилия специалистов Военно-медицинской академии, специалистов МЧС РФ, группу врачей Центра «Медицина катастроф», психологов МГППУ и Психологического института Российской академии образования (ПИ РАО).
Поездка специалистов МГППУ на Северный флот с целью оказания психологической помощи семьям погибших моряков была инициирована академиком В.В. Рубцовым, на момент катастрофы - ректором МГППУ и директором ПИ РАО. Организационно эту задачу, во взаимодействии с Московским Управлением ФСБ России по Москве и Московской области, помог решить А.В. Селиков, на тот момент - советник по безопасности руководителя Департамента образования города Москвы.
«Наш университет с первых дней создания был ориентирован на серьезные социально-гуманитарные программы, поскольку изначально создавался для решения гуманитарных и социальных проблем детей и взрослых. А среди всех направлений приоритетом была подготовка педагогов и психологов для работы с детьми с ограниченными возможностями; с детьми, конфликтующими с законом, попавшими в трудную жизненную ситуацию… И, конечно же, оказание психологической и кризисной помощи в чрезвычайных и экстремальных ситуациях также попадает в зону научно-практических интересов наших специалистов, - рассказывает В.В. Рубцов. Когда случилась эта трагедия, я сразу решил, что наша команда – прежде всего – специалисты Центра экстренной психологической помощи МГППУ, специалисты по работы с травмой и я сам, должны предложить наши ресурсы и навыки тем, кто отвечал за работу с последствиями катастрофы подлодки «Курск». И как результат - ответственные лица сочли возможным прибегнуть к ресурсам нашего Центра экстренной психологической помощи, к ресурсам Университета, и наша команда была сформирована и направлена в Видяево в сопровождении тех, кто отвечал за эту историю. Мы попали в совершенно сложную обстановку, в которой стремились активизировать все ресурсы, чтобы помочь семьям и коллегам погибших».
В трагические дни августа 2000 года в команде психологов МГППУ – ПИ РАО работали: Виталий Рубцов, Людмила Гладких, Сергей Малых, Вергина Хайлова. Год спустя в августе 2001 года – на траурных мероприятиях, посвященных годовщине гибели «Курска», родственникам и коллегам погибших профессиональную психологическую помощь от МГППУ оказывали Федор Василюк, Юлия Щукина и другие специалисты.
Гибель АПРК «Курск», по мнению исследователей Л. Гладких, Ю. Селикова, В. Хайловой, изложивших свою точку зрения в статье «Курская психологическая аномалия (Особенности психологической помощи семьям погибших АПРК «Курск»)», опубликованной в сборнике «Материалы научно-практической конференции «Проблемы психологии XXI века глазами молодых ученых» (2002 г.), сопровождалась рядом особенностей информационного и социально-психологического свойства. Среди этих особенностей особо были выделены следующие:
специфическое освещение трагедии средствами массовой информации (доминирование эмоциональной составляющей и противоречивость в потоке информации, раскачивание «маятника эмоций» - от надежды на спасение до смирения в связи с непреложностью факта гибели экипажа, некорректность вмешательства в личные переживания пострадавших и др.);
значение атомохода для обороноспособности страны (лучшая команда, самый современный крейсер, авторитетность в ВМФ); необычность событийного развития ситуации (нетипичная реакция должностных лиц, отсутствие концепции ликвидации последствий подобных ситуаций на всех уровнях организационной структуры);
специфика переживания трагедии родственниками (ситуация неопределенности, невозможности прощания с телами погибших и пр.).
Особенность оказания психологической помощи в августе 2000 года и в 2001 году, как утверждают задействованные специалисты, заключалась в отсутствии прямого запроса на ее проведение со стороны родственников погибших в отличие от частых обращений к медикам. По воспоминаниям участников событий, основные направления помощи родственникам погибших и их коллегам состояли в эмпатийной поддержке, облегчении психосоматической симптоматики, нормализации функций самоконтроля и саморегуляции, пресекания индуцирования негативных психических состояний в массы. Всего была оказала помощь 1000 лицам, нуждающимся в психологическом сопровождении. По свидетельству Л. Гладких, Ю. Селикова, В. Хайловой, в августе 2000 года в Видяево работа специалистов МГППУ и ПИ РАО велась также и в образовательном направлении. В частности: учитывалась социально-психологическая направленность взаимодействия не только с официальными лицами, администрацией и службами чрезвычайного реагирования, но и с педагогами и психологами образовательных учреждений поселка, двух соседних школ и трех детских садов; проводилась организационно-методическая работа с руководителями образовательных учреждений детских садов в форме семинаров и консультаций для учителей и психологов, оказывалась методическая помощь в планировании психодиагностической и психокоррекционной работы на разных этапах ликвидаций последствий утраты. Также велась работа с местными активистами различных общественных организаций (к примеру, с женсоветом). Вместе с этим осуществлялось психологическое сопровождение представителей местной администрации при встречах с родственниками с целью «смягчения» психологической обстановки. Были проведены семинары-практикумы для педагогов и практических психологов по оказанию помощи детям, находящимся в кризисных состояниях, переживающим горе и потерю. Практические психологи в школе и детском саду были обеспечены диагностическим инструментарием, аудиокассетами с психотерапевтической музыкой, консультативно-методическими рекомендациями для работы с педагогами и родителями.
Командование военно-морского флота России высоко оценило работу психологов МГППУ и ПИ РАО. В частности, академик В.В. Рубцов был поощрен грамотой главнокомандующего. «Надо отметить, - уточняет Виталий Владимирович Рубцов, - огромное взаимопонимание в ходе межведомственного взаимодействия специалистов гуманитарных и силовых ведомств. Т.е. между психологами и командованием флота, которое приняло нас очень хорошо, помогая ориентироваться в этой трагической ситуации. Без их существенной помощи и сопровождения едва ли наша работа была столь продуктивной».
По оценкам наблюдателей, именно в Видяево психологами ЦЭПП (Центр экстренной психологической помощи. -
Сайт В.К.) МГППУ и ПИ РАО были отработаны методики, которые легли в основу психологического арсенала команды ЦЭПП – ПИ РАО, эффективно используемого ею в дальнейшие годы при работе в чрезвычайных ситуациях, в т.ч. и в регионах РФ.
В 2003 году группа психологов МГППУ и ПИ РАО вновь побывала на Северном флоте. Как отмечала участник событий Екатерина Бурмистрова, на тот момент руководитель ЦЭПП МГППУ, в своей публикации «Психологический десант» («Красная звезда», 19.03.2003 г.), столичные психологи «в течение недели оказывали научную, научно-практическую и методическую помощь психологической службе Кольской флотилии». Работа велась в рамках соглашения между столичным Департаментом образования, ПИРАО, МГППУ и Кольской флотилией Северного флота, призванного закрепить и конкретизировать шефскую помощь воинским коллективам.
«Еще раз подчеркну, - подытоживает разговор президент МГППУ В.В. Рубцов, - эта работа соответствовала стратегическим задачам нашего университета – как по своей социальной практике, так и по подготовке специалистов для работы с такими вот сложными социальными ситуациями и с уязвимыми категориями лиц».
www.mgppu.ru
На развитие сайта