Пятитомник Пьера Симона Лапласа «Небесная механика» (1799-1825). Французское издание 1827 г. Помните, что маркиз де Лаплас ответил Наполеону, тогда еще не Императору - Первому Консулу, на его вопрос о том, какую роль в конструкции мироздания, которую он представил в книге «Изложение системы мира» (из нее вырастит пятитомный трактат «Небесная механика»), играет Творец? «Сир, я в этой гипотезе не нуждался». Оба посмеялись, Наполеон пожал плечами: мол, и у Ньютона я ничего подобного не нашел. Это не было дерзостью или атеистическим порывом Лапласа. Даже верующие ученые «в этой гипотезе не нуждались».
А вот наш великий соотечественник Михаил Васильевич Ломоносов, человек православный: «Глуп тот математик, который хочет Божью волю измерить циркулем. Точно так же глуп учитель богословия, который полагает, что по Псалтири он может познать астрономию или химию».
Котлеты из мух лепят в потемках мракобесы. Человек, чуть более просвещенный, пусть он верует, твердо знает: ни одно научное открытие за всю историю человечества не было совершено с помощью понятия «Бог». Если не считать, что «Бог помог», но он и с котлетами на кухне помогает, а речь об «объяснительном принципе».
И философы (ученые-мыслители), включая теологов, в таком «объяснительном принципе» тоже «не нуждались». Они могли думать о Боге, но в философии Бог – это теоретический конструкт, которому легко находили синонимы – Абсолют, Субстанция, Природа и др., оскорбляя разумом чувства попов и кухарок.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта