Павел Филонов. Фрагмент картины «Ударники» (1935)
Есть ли у человека, человеческой личности «наличность»? Наличное бытие? Можно ли что-то сказать о человеке в категориях наличного бытия? Вот четыре простых философских ответа.
Фрагмент памятника Лейбницу в Лейпциге
Достаточно быть возможным, чтобы быть действительным.
Готфрид Вильгельм Лейбниц, философ, логик, математик, физик, историк, юрист, лингвист, изобретатель
Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар на Куршской косе (Литва). Фото Антанаса Суткуса (1965)
Человек есть то, что он не есть.
Жан-Поль Шарль Эмаль Сартр, философ, драматург, эссеист, общественный деятель (21 июня с.г. исполнилось 120 лет со дня его рождения)
Александр Моисеевич Пятигорский в молодости
Буддийская притча от философа, востоковеда и писателя Александра Пятигорского (своими словами):
Ученик дзен сетует своему дзеновскому наставнику: «Я усердно медитировал, я постился год, а просветление все не наступает». А тот ему ответ: «Ты НЕ ТАК медитировал, ты НЕ ТАК постился». Ученик в смущении: «А как надо было? Я делал ровным счетом все то, что советовал мне ты, все то, что показывал!» А Учитель говорит: «Когда ты будешь знать КАК, это будешь уже не ты».
Ольга Александровна Седакова
Выготский предлагает идею открытой формы, forma formans, разомкнутой внутрь и в будущее, создающей в человеке другого, нового по отношению к его наличной данности человека: он-то и воспримет, примет ее смысл. Идея возможного, будущего или вечно рождающегося человека как субъекта творчества и его адресата – главная тема анализов Выготского. В сущности, он предлагает нам оправдание творчества как основной деятельности человеческой психики. В творчестве психика здорова.
Ольга Седакова, поэт, прозаик, переводчик, филолог, литературовед, мыслитель, богослов, этнолог
В.К.
На развитие сайта