Александр Васильевич Суворов – доктор психологических наук, ученик/воспитанник Александра Ивановича Мещерякова и Эвальда Васильевича Ильенкова. Человек, чьим каждодневным способом жизни является то, что принято называть «ростом» - духовным, личностным… В силу недоступности много из того, чем живут миллионы, миллиарды других людей. И, конечно, в силу таланта. Талант в данном случае приходится прилагать, в том числе, к решению бытовых проблем, заменяя им государство с его весьма «ограниченными возможностями».
Я рад, что мой друг Саша Суворов принял мое предложение вести собственную колонку на этом сайте. Правда, повод для ее дебюта радостным не назовешь. Хотя если, кого и называть «позитивным» и даже «оптимистическим» психологом, так это – Сашу.
Уверен, что читатель еще сможет убедиться в моей правоте не раз.
Владимир Кудрявцев
Скорая помощь
Александр Васильевич, Сегодня Президент опять поднял тему инвалидов, в том числе говорил о вопросах оказания скорой медицинской помощи. Вопрос был о том, что глухому трудно вызвать "скорую помощь" самому, если никого нет рядом. В этой связи хотел спросить - а как решается этот вопрос слепоглухими? Возможно, в Вашей практике были такие случаи.
Какая-то экстренная кнопка, или мобильное предложение, или через Интернет? Какой мог бы быть наиболее оптимальный способ?
Ниже текст из выступления Президента.
Спасибо.
С уважением,
N
ПРОБЛЕМЫ ИНВАЛИДОВ В РФМАРИЯ СИТТЕЛЬ: Владимир Владимирович, в продолжение темы хотела спросить: а вы знаете, что в нашей стране люди с нарушением слуха даже не могут вызвать себе скорую помощь? Если что-то случается, никого нет рядом, то шансы выжить фактически стремятся к нулю.
ВЛАДИМИР ПУТИН (ПРЕЗИДЕНТ РФ): Ну да, вот мы недавно совсем примерно то же самое обсуждали с Агентством стратегических инициатив. Там говорили еще о более тяжелом случае, о слепоглухих людях. Но вот по поводу проблемы, связанной с глухими и с организацией их нормального встраивания в текущую жизнь, давайте на это тоже обратим внимание. Я попрошу коллег как раз из АСИ, из Агентства стратегических инициатив, чтобы они и с этой стороны посмотрели на проблему. Там люди инициативные, молодые, у них много хороших идей, в целом, это решаемая проблема.
МАРИЯ СИТТЕЛЬ: Да, вполне.
ВЛАДИМИР ПУТИН (ПРЕЗИДЕНТ РФ): Через Интернет это делается, другими способами.
МАРИЯ СИТТЕЛЬ: Мобильные приложения.
ВЛАДИМИР ПУТИН (ПРЕЗИДЕНТ РФ): Надо только этим озаботиться. Обязательно попрошу коллег этим заняться.
Экстренный вызов
Добрый вечер, N!
По-человечески, существуют соседи, к которым инвалид могут обратиться с просьбой о вызове скорой помощи. Я живу не один, но мой названнsй сын часто отсутствует. Как-то угораздило сильно порезаться - бегал по этажам, звонил, пока не открыли где-то на шестом. Они вызвали скорую помощь и Олега с работы. В другой раз я упал в туалете и разбил сливной бачок. Опять бегал по этажам, звонил соседям, они закрыли воду и убрали огромную лужу, пока она не протекла к соседям вниз, а тем временем Олег мчался с работы - я ему отправил СМС. Приехал, обозрел погром, обозвал меня чучелом, на следующий день купил новый бачок и установил его самостоятельно.
В целом, больные люди вообще, любые, не должны быть одни. Больные по определению не могут обходиться без посторонней помощи. Не у всех есть компьютер, не все и способны им овладеть. Я вот не умею пользоваться интернетом - только электронная почта и СМС. Можно послать СМС и попросить вызвать скорую помощь, но ведь может быть настолько плохо, что и на СМС не хватит сил. В больнице - медсестру не дозовёшься. Попытки объяснить санитаркам и медсёстрам, даже некоторым врачам, что мне моржно писать зрячие буквы во всю правую ладонь, часто безуспешны. Мне приносили еду и никак не давали об этом знать, а больничная каша и тёплая-то не очень съедобна, холодная же - вообще. Если уж настолько не повезло, что попал в больницу, надо почаще навещать.
Нельзя быть одному. Если дело у меня дойдёт до инсульта или инфаркта, я не смогу ни вызвать скорую помощь, ни принять её - как бы я ей объяснил всё то, что объяснял вчера вам, про то, как до меня добраться?
Я доверил запасные ключи от своей квартиры одной женщине, которая более/менее регулярно навещает меня. В случае ЧП, надеюсь, она приедет, у неё своя машина. По-человечески бы надо, чтобы запасные ключи были у кого-то из ближайших соседей, но ни с кем из них настолько тесного для этого контакта нет. В описанных случаях (с порезом и с разбитым бачком) я звонил во все двери подряд, пока кто-то не открыл, эти люди мне не знакомы, после аварии знакомство не закрепилось.
Пока мне не настолько плохо, чтобы нуждаться в вызовах скорой помощи регулярных, и мои домашние могут относительно спокойно оставлять меня дома одного, уезжая на работу и в командировки. А в то "светлое будущее", когда без регулярных вызовов скорой помощи и без госпитализации будет не обойтись, я предпочитаю не заглядывать. Учитывая бестолковость и бездушие персонала в больницах, предпочёл бы умереть дома. Они там поставят капельницу и уходят, капает, нет ли - кто её знает, идут часы, переполнился мочевой пузырь, хоть надорвись - медсестру не дозовёшься. В такой ситуации нужен человек, который сидел бы рядом, следил бы за капельницей и звал бы медсестру. Раньше это делал мой родной брат, но он умер в 2010 году. С тех пор я в больницу ни разу не ложился. Некому там дежурить возле меня во время процедур, да и вообще, болеть лучше в привычной обстановке, дома.
Единого, универсального алгоритма решения эта проблема не имеет. В каждом конкретном случае по-разному. Принципиально то, что больные вообще - любые больные - не должны быть одни. Во всяком случае, тяжёлые.
Моего названного сына, попечителя, Олега, дома сейчас нет. Он фотохудожник, находится в творческой командировке. Меня довольно часто навещают, в том числе студенты Российского православного университета. Меряют сахар, давление. Но это - личные контакты, то, что я называю антиэкстремальной коалицией. Такая коалиция должна быть у каждого инвалида, но искусственно это вряд ли можно организовать.
Наверное, можно наладить какую-то службу, но скорее всего это будет самодостаточная контора, существующая сама для себя, потому что для её клиентов проблема из проблем - до этой службы добраться. Так, например, обстоят дела с социальным такси. Его практически невозможно вызвать не только самостоятельно, но и с помощью друзей и/или родственников.
Я читал про какого-то писателя, не помню имени, жена и другие члены семьи которого отлучились кто куда, кто на дачу, кто ещё куда, а писатель остался дома один. И тут его хватил инфаркт. Вызвать скорую помощь он ещё сумел, а открыть дверь - силёнок не хватило, так и умер, пытаясь добраться до входной двери в квартиру. Её пришлось ломать, но ему уже ничья помощь не была нужна. От такого не застрахуешься.
Ну, думать, конечно, надо, но простого решения эта проблема не имеет, надежды на интернет наивны. Я бы не прочь организовать себе доставку еды по электронной почте, получаю в виде спама сообщения из каких-то интернет-магазинов, но как наладить с ними контакт - не знаю. Даже социальные работники, которые обязаны меня обслуживать, водить в поликлинику, и скорую помощь в том числе вызывать, - как до них доберёшься?
Приходили тут, вроде, год назад, куда-то меня записали, дали номера телефонов, я попробовал установить контакт эсэмэсками с их начальством - никакой реакции. Спросил, будут ли они меня регулярно обслуживать, или по мере надобности? По мере надобности, но это значит - до них не доберёшься. Все эти социальные службы существуют сами для себя.
Предлагали доставку продуктов, но это у меня достаточно налажено и без них. Я "приручил" ближайший супермаркет, там все пишут у меня по руке, и надо мной шефствует одна столовая, раз в неделю привозят еду, вот сегодня привозили. В поликлинику за лекарствами от диабета ходит Олег. Навещают друзья. В общем, при такой "упакованности" социальный работник особо и не нужен, но ситуации бывают разные, в том числе у других инвалидов. да и мне реальная возможность экстренного вызова какой-то службы нужна, чтобы не срывать друзей с работы или ещё откуда. И это не только скорая помощь, а сантехника, и мало ли.
Я всю жизнь решал свои проблемы с помощью антиэкстремальной коалиции, то есть друзей, родных. Официально они не очень-то решались.
Вот так - наспех.
17 апреля 2014
ОТКЛИК ИНЖЕНЕРА-ТЕХНОЛОГА
(с комментариями Александра Суворова)
Я думаю, что технически и организационно в Москве экстренные вызовы можно сделать доступными и для глухих и для слепоглухих. Насколько я знаю, самые оперативные по прибытию - это наряды вневедомственной охраны - они в квартиры, где сработала сигнализация, подлетают в течение нескольких минут, чтобы застать воришек.
(Значит, сигнализацию надо установить во все квартиры, где живут глухие и слепоглухие, А не будут ли охранники бросаться на моих гостей? – А.С.)
И этим здоровым парням разобраться в ситуации и вызвать нужную службу - пожарных, сантехников, газовиков или скорую медпомощь - проще всего, этим бы и патрульная полицейская служба могла заниматься - как в американском кино показывают.
(Как бы эти охранники сами не оказались бандитами. Ведь сколько пишут о "правохоронителях", пользующихся своим мундиром для совершенно уголовных деяний.
Я предпочёл бы "горячий" или "красный" номер для отправки эсэмэски. Там знали бы всё - кто я, где я, как до меня добраться. – А.С.)
Есть у нас всякие подъездные консьержки, диспетчерские жеков - круглосуточно онлайн. Мобильные операторы имеют круглосуточную поддержку клиентов, и если звонок идет с телефона зарегистрированного в "специальном списке", то его и обрабатывали бы по специальному алгоритму, заранее оговоренному с клиентом.
(Вот, вот. Что-то такое. И чтобы они не только вызывали кого надо, а, при необходимости, и сами появлялись в качестве посредников-переводчиков, ну, присылали бы таких. – А.С.)
Есть же всякие там менюшки в мобильных, где справки анекдоты гороскопы - можно было бы и скорую помощь и пожарных и милицию и МЧС. Глухие же освоили мобилки, и видеозвонки практикуют, я думаю, что и эти экстренные вызовы могли бы решать, вплоть до синтезаторов речи и её распознавателей (речи).
(Тут всё очень индивидуально и, в основном, для зрячих и слабовидящих. – А.С.)
Я, например, считаю, что это неправильно, что Вы - не пользуетесь сейчас тем старым телефонным способом общения - сообщить о проблеме с него можно, не выходя из комнаты и квартиры. Он мог бы работать и как дверной звонок, ежели бы вы рядом держали, и никаких тебе разрядок батареи.
(Не совсем понимаю, о чём Вы. Какой такой старый телефонный способ? Дай Вам Бог здоровья, Вы воткнули в лоб моего системного блока интернет-модем, настроили двустороннюю связь эсэмэсочную, которой тоже можно пользоваться, не выходя из дома. А в качестве виброзвонка вешаю на шею специальный мобильник, номер которого сообщается всем моим посетителям. Вам это всё известно. Я был бы рад, если бы лампочки, связанные с дверным звонком, висели не только в моей комнате, но и в прихожей, и на кухне, и даже, смейтесь на здоровьте, в туалете. Только из ванны выскакивать я не готов, а из туалета - успею натянуть штаны, пока доберусь до входной двери. Мобильник-то на шее не всегда срабатывает. – А.С.)
Совсем уж современный вариант - это видеонаблюдение в квартире - его можно было бы завязать на систему видеокамер района - которые глядят на подъезды домов - и там операторы могли бы разбираться в ситуации и вызывать кого надо.
(Не понимаю. Видеонаблюдение в квартире? да от меня мои домашние сбегут. И мне неприятно будет осознавать, что кто-то за мной в любой момент наблюдает, даже в ванной. Не, тут надо что-нибудь поскромнее придумать. – А.С.)
На Лосе у моего подъезда какя-то коробка желтая висит - вызов экстренных служб - не знаю, есть ли там видеокамера - но микрофон точно есть. Но тут пришла мысля - ежели по-русски человек не говорит, а, например, только по-английски или французски - то фиг он пожарных сможет вызвать, или медпомощь, а это технически вполне разрешимо.
(Ну, иностранцев у нас на руках носят, уж что-нибудь да предусмотрено. А вот как быть инвалидам, у которых нет вообще никакой устной речи, или она крайне невнятная? – А.С.)
Тут один пример из жизни - рассказали - в Королеве городе случился - мужчина вызывал себе скорую помощь 15 раз - его инсульт ударил - речевой аппарат пострадал, и его принимали за пьяного, и бросали трубку, а он звонил и звонил, но, кажется, все окончилось трагически, чем и объясняется публичное обсуждение этого случая.
Дай нам всем Бог здоровья!
(Да уж. Не случайно я крайне озабочен не только достойной жизнью, но и достойной смертью. Тоже надо ухитриться. Как бы это мне, умирая, себя проконтролировать до последней секунды? И никого своим умиранием особо не загрузить? Скоропостижный вариант, как у Мещерякова и моего брата, был бы лучше всего. – А.С.).
18 апреля 2014
На развитие сайта