Рад, что славная компания колумнистов сайта пополнилась еще одним талантливым человеком - моим добрым другом, питерским искусствоведом Андреем Дьяченко. С Чарльзом Макинтошем у него прослеживается некоторое портретное сходство, что позволяет сэкономить Мб фототографий...;)
Владимир Кудрявцев
Творчество выдающегося шотландского архитектора Чарльза Ренни Макинтоша (1868 – 1928) хорошо известно любителям искусства. Сегодня его знают далеко за пределами Великобритании, о нём существует научная литература на многих языках. Макинтош гениально предвидел многие интересные явления в промышленной архитектуре. Его творчество балансирует между английским эстетизмом и рационалистическим модерном, между искусством и техникой.
На рубеже XIX и XX веков в искусство Великобритании пришел стиль Ар нуво, называемый по-русски модерн. Он был почти что революционным направлением по сравнению с эклектикой. Для модерна характерны декоративно-плоскостная моделировка форм (в изобразительном искусстве), культ извивающихся линий (в декоративно-прикладном искусстве), свободная компоновка объемов в архитектуре.
Макинтош привнёс в искусство модерна рационалистическую ноту. Он отказался от пышных орнаментальных построений в декоративном убранстве и смело вывел на фасады металлоконструкции. Он добился особого “звучания” арматуры, не скрывая её функции пышным растительным орнаментом. Символом творчества Макинтоша и визитной карточкой его индивидуального стиля стало здание Художественной школы Глазго.
Чарльз Ренни Макинтош родился в 1868 году в Глазго. Он был сыном полицейского инспектора. Страдая от врождённой травмы ноги, юноша вёл сидячий образ жизни и подолгу наблюдал за цветами и овощами, которые выращивал его отец на огороде. Он рано начал рисовать эти растения и это способствовало развитию у юного художника чувства формы.
Получив художественное образование, Макинтошсвязал свою жизнь с архитектурно-строительным бюро “Ханимун энд Кеппи”. Ему принадлежит знаменитое здание Хилл Хаус, здание редакции газеты “Глазго Хералд” и уже упомянутое здание Художественной школы. Подлинную славу снискал зодчему интерьер “Ивовой чайной” – элитарного кафе в стиле модерн, которое заказала зодчему знаменитая общественная деятельница Кэтрин Крэнстон. В 1920-е годы этот уникальный интерьер, будучи элитарным по своему происхождению, тем не менее, повлиял на оформление заводских столовых и клубов в СССР.
Пожар в Художественной школе Глазго, случившийся в мае 2014 года и нанёсший непоправимый урон культуре Великобритании, вызвал в жизни новую волну публикаций и о здании школы, и о творчестве её создателя. Наследие Макинтоша всегда тщательно сохранялось и оберегалось, поэтому трагедия оказалась более чем неожиданной. Для поклонников Макинтоша она стала настоящим шоком. Остро встал вопрос о реставрации здания и реконструкции уникального помещения библиотеки Школы.
В Великобритании принято делить модерн на “островной” (собственно английский) и “континентальный”. Континентальный модерн очень многое взял у искусства Великобритании, достаточно вспомнить поистине всемирное влияние О.Бердслея. А в области архитектуры островное влияние связывают прежде всего с именем Ч.Макинтоша. И это справедливо.
При анализе истоков рационалистического модерна и раннего функционализма-конструктивизма рядом с Макинтошем обычно называют австрийского архитектора Йозефа Хоффманна. Творчество этого талантливого зодчего оказало огромное воздействие на промышленную архитектуру во многих странах мира. Его оригинальное творчество имело под собой прочную методическую основу – Хоффманн был одним из создателей и убежденным сторонником функционализма-конструктивизма и его последовательная приверженность к упрощенным геометрическим формам не раз вызывала бурные дискуссии между сторонниками и противниками конструктивизма.
Хоффманн родился в 1870 году в Пирнице. Он учился в Венской академии Искусств у Карла фон Хазенауэра и Отто Вагнера – крупнейшего венского архитектора, в мастерскую которого мечтали попасть все начинающие зодчие. Позднее он подпал под влияние эстетики макинтошизма.
На рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий в Европе появились первые здания, несущие печать функционализма-конструктивизма. Простота форм, подчеркнутый геометризм объемов понравились не всем. Художники нередко слышали упреки в упрощении форм, отказе от декоративных элементов. Сказалась и своеобразная инерция – австрийские любители искусства были очарованы творчеством Ганса Макарта (1840 – 1884) – художника, любившего различные декоративные “красоты”, и им было непривычно видеть в произведениях архитектуры и в оформлении жилого интерьера упрощенные геометрические орнаменты.
Обыватели отвергали рационалистический модерн и конструктивизм. В этой ситуации большую помощь художникам оказывал выдающийся архитектор и теоретик искусства Адольф Лоос. Он был наставником молодых художников и архитекторов и ему поклонялись как божеству. Некоторые историки культуры считают культ Лооса преувеличенным, но совершенно очевидно, что он был одним из талантливейших людей своего времени. В своей смелой новаторской работе “Орнамент и преступление” он дал оценку процессу отказа от лишнего украшательства. Но противники функционализма продолжал активно обвинять молодых архитекторов.
Чарльз Ренни Макинтош оказал большое влияние на Хоффманна. Для обоих зодчих характерно упрощение объемов и свободная компоновка форм. Макинтош однажды обратился за помощью к основателю Венского сецессиона Густаву Климту и не только получил эту помощь, но и внедрился в Венский Сецессион как полноправный экспонент. Отсюда и влияние Макинтоша на новаторское художественное объединение “Венские мастерские”. В книгах по искусству модерна работы Хоффмана и Макинтоша (будь то графические произведения или работы в области декоративно- прикладного искусства) часто помещают рядом и общность стилей двух зодчих ощущается очень отчетливо.
Макинтош сотрудничал с известным изобретателем и производителем технических игрушек Дж. Бассеттом-Лоуке (1877 – 1953). Этот талантливый инженер внёс существенный вклад в разработку новейших в то время технических игрушек. Для Бэссетта –Лоуке Макинтош создал фирменную личную поздравительную открытку для выдающегося изобретателя, а также его книжный знак и тем самым заложил основы коммерческого сотрудничества между состоятельными людьми и дизайнерами высочайшего класса. Макинтош использовал для фирменной открытки характерный для эпохи геометрический орнамент.
Заказчику работа очень понравилась. Получалось, что в почтовую открытку проникал фирменный стиль с элементами функционализма-конструктивизма. Вновь вспоминаются “Венские мастерские”, ведь даже почтовые открытки Хоффмана имеют что-то общее с архитектурными зданиями – для них характерна особая архитектоника построения.
Макинтош мог бы сделать такую же успешную карьеру дизайнера графически оформленной открытки, как и Хоффманн, но судьба распорядилась иначе и для современного исследователя искусства рубежа веков Макинтош прежде всего – зодчий. Его самыми известными постройками считаются “Ивовая чайная” и здание художественной школы Глазго. К сожалению, Макинтош скончался в 1928 году почти забытым, и интерес к его творчеству возобновился только лишь на рубеже 1950-х и 1960-х годов. К счастью, к этому времени большинство его построек были в хорошем состоянии.
Известно, что макинтошизм пустил глубокие корни в России. Его последователями считают Ф.Шехтеля, Н.Васильева, А.Бубыря. Позволим себе высказать мысль, что при реставрации зданий (в том числе объектов промышленной архитектуры), построенных в стиле Макинтоша, могут быть использованы те приёмы, которые освоены английскими реставраторами. К ним относятся, например, способы консервации металлической арматуры, без которых макинтошистские ансамбли потеряли бы свою художественную выразительность.
В нашей стране есть требующие музеефикации здания, построенные в стиле Макинтоша. Среди них есть не только особняки и банки, но и промышленный объекты. Музеефикация отечественных заводов (или их отдельных элементов) могла бы осуществляться с учётом стилистических веяний времени. Так, например, в Санкт-петербургском музее печати экскурсантам показывают здание типографии архитектора Макарова, которое является примером рационалистического модерна. При этом посетители получают краткие сведения о зарождении модерна в России и его отражении в архитектуре промышленных зданий.
Приведём пример хорошо сохранившегося здания в макинтошистском стиле, расположенного в Петербурге. Талантливый зодчий Борис Иович Гиршович создал запоминающееся здание типографии Березина на Ивановской улице. Это пример хорошо сохранившегося и умело модернизированного здания. Рельефы на фасаде, которые напоминают эстетику архитектурной школы Глазго, прекрасно сохранены и являются свидетельством хорошей сохранности.
На развитие сайта