Если летом проводятся школы, значит это кому-нибудь нужно. Возможно, это мое субъективное впечатление, но мне кажется, что в последнее время летом проводится все больше и больше самых разных выездных интенсивов – научных школ, выездных обучающих семинаров, летних университетов и тому подобных мероприятий. Может быть, это связано со все нарастающей интенсивностью жизни вообще и того вала информационных потоков, которые обрушиваются на нас… Может быть, с нарастающей же потребностью в новых способах обучения и развития, которые в принципе не могут быть реализованы ни в пространстве традиционного образования, ни с помощью набирающих силу дистанционных технологий… Может быть, с поиском на фоне общей интенсивности жизни возможностей для совмещения работы и отдыха… А может быть, просто мода сейчас такая сложилась под влиянием разных, в том числе, и случайных причин…
Но, так или иначе, наша в этом году уже XIII Летняя психологическая школа факультета психологии и социальной работы Волгоградского государственного социально-педагогического университета не является какой-то экзотикой на фоне многочисленных других подобных мероприятий. Степень моей личной включенности за все эти годы была разной – от довольно активного участия в подготовке и проживания всего процесса до приезда только на одно свое мероприятие. Однако полностью пропустила я, наверное, всего один год. А в этом году и до меня дошло «переходящее красное знамя» руководителя оргкомитета.
Если кто не верит - там на бейджике написано... Так что, освоив разные роли участия и пережив в этом году достаточно глубокое погружение в организацию этого действа, могу поделиться некоторыми соображениями и обобщениями – зачем и как эти «звезды» зажигают… Может быть, кому-то это будет интересно как материал для сравнения с другими подобными мероприятиями, а кого-нибудь, возможно, заинтересует возможностью присоединиться к этому «безобразию» в следующем году.
Оговорюсь сразу, что лично у меня опыта участия в других подобных школах, к сожалению, не было. 10 лет назад очень хотелось поехать на летнюю школу МГУ, но туда брали только студентов и аспирантов, а я к тому времени уже была кандидатом наук – хотя в психологии и ощущала себя скорее совсем еще новичком.
Идея проводить летние психологические школы возникла у нас на факультете под влиянием сильного впечатления наших студентов, аспирантов и молодых преподавателей, которые активно ездили в то время на Зимние психологические школы в СПбГУ. Волна привезенного из Питера вдохновения усилилась тем, что годом раньше кафедра педагогики начала проводить на базе спортивно-оздоровительного лагеря нашего университета Школу молодых ученых (ШМИ) для студентов-исследователей, занимающихся активно педагогическими изысканиями.
Это оргкомитет II ЛПШ, которая проходила в 2004 году. Фотографий с перовой школы найти не получилось - тогда еще активное распространение "цифры" только надвигалось, и в моих не только электронных, но и бумажных фотоархивах свидетельств самой первой школы не сохранилось Пытаясь найти какую-то информацию об истории возникновения таких психологических школ, я выяснила, что исторически раньше они начали проводиться на факультете психологии МГУ под руководством А.Н. Леонтьева в несколько другом формате. Выездной интенсив и участие наиболее заинтересованных студентов также присутствовали, но в московском варианте активная роль в проведении занятий сохранялась за преподавателями. А в питерском возможность попробовать себя в роли ведущего мероприятия стала предоставляться широким кругам участников (после отбора заявок оргкомитетом). Под влиянием «импринтинга» участников ЗПШ у нас сразу был принят питерский вариант. Хотя, в последние несколько лет модель построения содержательной программы немного изменилась – наряду с короткими (1,5 и 3 часа) мероприятиями появились «сквозные проекты» (официальное название – «образовательный семинар»), продолжающиеся по 3 часа все 4 дня активной работы школы.
В первые годы мое участие в работе оргкомитета состояло, преимущественно, в проведении вместе с коллегой и подругой Натальей Ивушкиной «оценки качества» мероприятий. Хотя, если говорить точнее, то речь идет скорее о структурированной обратной связи участников. Описание того, как мы это делали, и что из этого получается, стало в свое время нашим первым опытом подготовки статьи в серьезный журнал – да не абы какой, а «Вопросы психологии».
В те первые годы мы успевали не только собирать и обрабатывать обратную связь, но и в полной мере проживать всю программу в качестве участников или ведущих мероприятий. Так как любые активные формы предполагают не очень большое число участников, в одной «параллели» и тогда, и сейчас стоят обычно несколько мероприятий – и каждый раз приходится выбирать, куда пойти. О том, что этот выбор не всегда прост, говорили в этом году некоторые из новых участников школы. Но в итоге таких выборов каждый может сформировать для себя собственную уникальную «образовательную траекторию», отвечающую именно его потребностям и возможностям на данный момент времени.
2005. Фототренинг. Один из ярких примеров того, что невключенно поучаствовать в чем-то тогда не получалось По мнению гостьи этого года магистрантки из Челябинска Анастасии Колмогорцевой, наша школа отличается от других камерностью – относительно небольшим составом участников. Все это вместе – интенсивность, возможность выбирать, множество активных форма работы, «обозримый» для всех состав участников – как мне кажется, и создает определенную групповую динамику не только в рамках отдельных мероприятий, но и для школы в целом. И это задает важную возможность не только для профессионального, но и для личностного развития и роста – через событийность в тех смыслах, о которых пишет В.И. Слободчиков. Для многих школа оказывается со-бытием как совместным и в тоже время необыденным проживанием чего-то важного, что вмещает и новые психологические знания, и новый профессиональный и личностный опыт.
После официального открытия. Слева - Ирина Нестеренко-Костенко, в центре - Анастасия Колмогорцева Сейчас ни я сама, ни другие преподаватели уже не успеваем ходить на много мероприятий в качестве участников – это случается очень дозировано и выборочно. И потому что приходится решать немало организационных вопросов, и потому что уже не так остра собственная открытость разнородному опыту. Порой куда-то сходить в качестве рядового участника очень хочется, да некогда. Порой понимаешь, что даже участие в чужом мероприятии требует определенного уровня включенности, а внутренних ресурсов на это уже не всегда хватает… И акценты собственного преподавательского участия с возрастом смещаются от интенсивной наравне со студентами включенности до соприсутствия, организующей помощи и возможности неформально пообщаться в более узком кругу коллег – преподавателей и психолого-практиков, представляющих «взрослую» часть школьного сообщества.
Все в большей мере школа становится событием, на которое как на огонек «слетаются» бывшие выпускники (чаще, конечно, выпускницы), сами когда-то прошедшие через ряды ее участников. Приезжают «наездами» по несколько раз, на полдня, на вечер – только провести мероприятие и немного пообщаться. Они знают, что тут может происходить, и оказываются вполне «своими», несмотря на кажущуюся мимолетность участия.
Вернусь к тому вопросу, с которого начала свой рассказ – почему так нужны сейчас оказываются подобные мероприятия.
Одна сторона, как мне кажется, связана с отчасти терапевтическими эффектами. Любому профессионалу понятно, что психологу необходима проработка собственных проблем. Но ни требовать этого от студентов как обязательной составляющей обучения в нынешних условиях нельзя, ни даже предоставить достаточно возможностей для получения психологической помощи обычно не получается. И зачастую уповать приходится только на саморазвитие и на включение в подобные процессы – где освоение профессиональных навыков происходит на примере работы с личным опытом участников.
Вторая сторона, опять же по моему сугубо субъективному мнению, связана с тем, что в формате летних школ часто оказывается возможным прожить и освоить такой профессиональный опыт, который не может быть встроен в образовательный процесс. По крайней мере, в современном его варианте. Есть направления психотерапии и консультирования, которые заведомо требуют отдельного обучения после получения базового образования. А в таком формате выездного интенсива можно хотя бы что-то «пощупать», «попробовать» - хотя бы на уровне первого знакомства… А еще есть проблема исходного уровня студентов – и в плане знаний и умений, и в плане мотивации. На школах она решается сама собой – плохо успевающие или слабо мотивированные студенты туда, как правило, просто не едут.
Ну и, конечно, есть еще одна сторона – возможность выйти за традиционные рамки и ролевые позиции образовательного процесса. А это тоже важно. В том числе для профессиональной идентификации – возможности увидеть в ком-то – будь то преподаватель, или психолог-практик, или даже чуть более опытный в чем-то студент – живого носителя профессионализма. Конечно, такие встречи возможны и в обычном образовательном процессе вуза. Но, как правило, их вероятность очень сильно повышается именно в менее формальной обстановке, в том числе таких интенсивов как наша Летняя психологическая школа.
Ну а теперь немного репортажности – о том, чем запомнилась именно эта школа. Главным гостем сезона, несомненно, была Ирина Нестеренко-Костенко, которая провела «сквозной проект» по телесноориентированной психотерапии.
Завершение работы в группе по телесноориентированной психотерапии И хотя познакомились мы с Ириной в совсем другом теоретическом контексте – на конференциях памяти В.В. Давыдова – именно ее профессионализм как практического психолога, сертифицированного танатотерапевта произвел заслуженный «фурор» среди тех, кто поучаствовал в ее группе. Остальные, я думаю, им завидовали. И мне тоже оставалось только завидовать, так как во время работы «сквозных проектов» приходилось заниматься разными организационными делами. Но зато оставшееся от интенсивной научной программы время, а особенно после ее завершения, мы старались использовать по максимуму – и для работы, и для не только профессионального общения.
Часть использованных фотографий сделана деканом нашего факультета [leech=http://tovievich.ru/engine/go.php?url=aHR0cDovL3Bzc3cudnNwdS5ydS9vdGhlci9wZXJzb25hbC9hbmRydXNjaGVua28uaHRt]Татьяной Юрьевной Андрущенко[/leech].
Еще больше репортажности можно найти в фотоальбомах на Фейсбуке:
[leech=http://tovievich.ru/engine/go.php?url=aHR0cHM6Ly93d3cuZmFjZWJvb2suY29tL29sZ2EubWVya3Vsb3ZhLjMxL21lZGlhX3NldD9zZXQ9YS45OTgxMTQxNTAyMjIyNzkuMTAwMDAwMDQyOTI3MzI4JmFtcDt0eXBlPTM%3D]о самой школе[/leech]
[leech=http://tovievich.ru/engine/go.php?url=aHR0cHM6Ly93d3cuZmFjZWJvb2suY29tL29sZ2EubWVya3Vsb3ZhLjMxL21lZGlhX3NldD9zZXQ9YS4xMjgxMDc0Njc4NTcwNjE3LjEwNzM3NDE4NTQuMTAwMDAwMDQyOTI3MzI4JmFtcDt0eXBlPTM%3D]и о недолгом отдыхе после нее[/leech].
А также - в [leech=http://tovievich.ru/engine/go.php?url=aHR0cHM6Ly92ay5jb20vY2x1YjY3NzU4MjI4]группе ЛПШ ВКонтакте[/leech]. Если кто-то заинтересовался возможностью поучаствовать в ЛПШ-2016 - за объявлениями тоже можно следить в группе (ну и здесь тоже постараюсь поприглашать).
Ольга Меркулова - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии образования и развития Волгоградского государственного социально-педагогический университета
[leech=http://tovievich.ru/engine/go.php?url=aHR0cHM6Ly9zaXRlcy5nb29nbGUuY29tL3NpdGUvb3BtZXJrdWxvdmEv]Сайт Ольги Меркуловой[/leech]
На развитие сайта