Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

 
» » » Ольга Меркулова. Что делать, когда перспективы не радуют? Или еще о чтениях памяти Л.С. Выготского и не только о них

Ольга Меркулова. Что делать, когда перспективы не радуют? Или еще о чтениях памяти Л.С. Выготского и не только о них

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 753
  • печатать
  •  
    • 0

И еще немного соображений в продолжение размышлений по поводу XVI Международных чтений памяти Л.С. Выготского «Обучение и развитие: современная теория и практика», а также по другим - содержательно близким и перекликающимся поводам.

Одна из тем, которые, по крайней мере для меня, оказались ключевыми на прошедших в ноябре прошлого года чтениях, связана с очень "нерадужной" обстановкой и в образовании, и в обществе в целом. В частности, много об этом говорилось на круглом столе "Вариативность развивающего образования как феномен культуры " - о том, как трудно педагогам, ориентированным на идеи вариативности и развивающего образования, и о том, что в вузах этому не учат, и о том, как часто не принимаются и не поддерживаются системой разработки, выполненные в этом направлении, и еще много о каких проблемах. В ходе обсуждения у меня оформились два тезиса, которые я попыталась высказать там же, и хочу привести сейчас.

А начать хочу еще с одного, предварительного, замечания о том, что мне представляется мало конструктивным в обсуждении любых достаточно сложных проблем как образования, так и общества вообще. Совершенно естественно, что в таких обсуждения можно выделить два фокуса: собственно анализа и прояснения проблем и предложений по их решению. При этом про анализ как-то более-менее понятно, что несмотря на наличие авторов у любой точки зрения, он может и, наверное, должен быть ориентирован на объективность. В отличие от этого действия объективными не бывают - они могут быть совершены каким-то субъектом из какой-то его социальной (в том числе профессиональной) позиции. И поэтому мне кажутся по большей части не очень конструктивными (а иногда - просто бессмысленными) абстрактные предложения о том, что надо делать вообще. Хотя, конечно, полностью отказаться от рассуждений вообще я и сама вряд ли когда-нибудь смогу - слишком сильны привычки... Можно очень долго рассуждать о том, как надо управлять образованием, но если среди нас нет директоров и управленцев (и не предполагается, что они заинтересуются результатами обсуждения как мнением экспертов), от разговора вряд ли что-то изменится. Поэтому я старалась высказать свои тезисы не вообще, а применительно к тем позициям, которые как-то доступны мне самой и другим участникам круглого стола. Итак, собственно соображения.

1. Если мы говорим о позиции исследователя (которых обычно немало присутствует на научной конференции), то имеет смысл больше внимания уделять изучению того, как вообще возможно развитие (не только "ребенка"), его механизмам и возможным способам поддержки.

2. Если мы говорим о нас же, участниках дискуссии, но уже как о специалистах, работающих в системе образования, важно создавать профессиональные ассоциации и участвовать в их работе - для того, чтобы, например, разрабатывать не формально-забюрократизованные, а содержательные процедуры профессиональной аттестации, чтобы давать адекватные экспертные заключения на неадекватные решения чиновников и т.д. и т.п.

Первый тезис я, в меру сил, реализую и сама - как раз об этом был и мой доклад на чтениях. С ним же, и как мне кажется, с общей идеей думать не о возможных изменениях вообще, а своих действиях, которые могли бы этим изменениям способствовать, содержательно перекликается статья Михаила Эпштейна "Почему мы проиграли?".

Со вторым тезисом тоже возникли переклички в самое последнее время. Во-первых, еще летом прошлого года мне показалась важной идея создании ассоциации преподавателей высшей школы, которая обсуждалась на круглом столе "Депрофессионализация академического труда: симптомы, тенденции и перспективы" и была отражена в публикации "[url=https://tovievich.ru/engine/go.php?url=aHR0cDovL2dlZnRlci5ydS9hcmNoaXZlLzE1NjM2]Борьба за профессию. Угрозы академической корпорации: дискуссия профессионалов[/url]". Поводом вспомнить об этой публикации сейчас стала [url=https://tovievich.ru/engine/go.php?url=aHR0cDovL2ZvcnVtLmh0LWxpbmUucnUvdGhyZWFkcy9hLXZvdC1pLXByby12eXNzaGVlLW9icmF6b3ZhbmllLXZhLWEtdS11LjE1Mjkv]дискуссия на форуме Экспертного сообщества профессиональных психологов[/url], инициированная [url=https://tovievich.ru/engine/go.php?url=aHR0cDovL2lzdGluYS5tc3UucnUvcHJvZmlsZS9lbGVrcmluLw%3D%3D]Еленой Петровной Кринчик[/url].

Еще одна содержательная перекличка возникла у меня со статьей Леонида Глозмана "[url=https://tovievich.ru/engine/go.php?url=aHR0cHM6Ly9zbG9uLnJ1L3Bvc3RzLzYyNjM5]На грани отчаяния. Что самое страшное в сказке про голого короля[/url]". Приведу дальше свой [url=https://tovievich.ru/engine/go.php?url=aHR0cHM6Ly93d3cuZmFjZWJvb2suY29tL29sZ2EubWVya3Vsb3ZhLjMxL3Bvc3RzLzEzNzg0NzMwNzIxNjQxMTA%3D]комментарий [/url] к этой статье, написанный в Фейсбуке.

Согласна с [url=https://tovievich.ru/engine/go.php?url=aHR0cHM6Ly93d3cuZmFjZWJvb2suY29tL2RtaXRyeS5sZW9udGlldi41P3BucmVmPXN0b3J5]Дмитрием Леонтьевым[/url], что "Четко и убедительно". Но я бы кое-что уточнила-дополнила.

1. Возможно, точнее было бы говорить не "интеллигенция" как таковая (так как это подразумевает некоторое разделение на интеллигенцию и всех остальных), а о том, что есть люди, в большей или меньшей мере разделяющие жизненную позицию, которую во многом описывает слово "интеллигенция". Но я бы в такой позиции артикулировала следующее: осознанную ответственность за себя, которая сочетается с коллективистскими ценностями и тем, что называется "порядочность". При этом, наверное, важно понимать, что граница проходит не по людям, а по действиям-поступкам - то есть, кто-то может всегда или почти всегда так жить, кто-то старается, но не всегда выдерживает, кто-то потенциально готов принять такую позицию, но если обстоятельства помогут, а для кого-то это почти невозможно. Но даже почти невероятные события иногда могут случится...

2. Следует из первого. Взаимная поддержка как раз и важна, чтобы эту позицию усиливать - в обществе через конкретных людей.

3. А вот с идеей бесплатно учить по типу общества "Знание" не соглашусь в большей мере. Поддерживаю скептические комментарии к исходному посту в этом отношении. С одной стороны, речь шла о людях с достаточно высоким уровнем компетентности, которая, скорее всего, не особо хорошо оплачивается. И плюс к этому профессионально вкладываться в бесплатную работу мало кто решится. Да и востребованность образования, а не получения корочек по многим причинам у нас низка.

Мне кажется, что для взаимной поддержки таких людей сейчас крайне важно развивать профессиональные ассоциации. Во-первых, это один из важнейших институтов гражданского общества. Во-вторых, там и учить тоже можно. В-третьих, только профессиональные сообщества могут противодействовать депрофессионализации и развалу не вообще абстрактно всего, а конкретных деятельностей и институтов, из которых общество и состоит. При том, что обучению там место тоже есть, и очень даже немало.

И еще, спасибо, что сейчас у нас есть Интернет и соц. сети - ведь то, что мы вот тут вообще как-то об этом всем пишем, читаем, видим нормальных думающих, вменяемых, стремящихся удержать нормы профессионализм и человечности людей - это тоже много значит. Пишем и подписываем какие-то петиции, находим единомышленников, несмотря на разделяющие нас расстояния, поддерживаем друг друга...

Хотя, да аналог общества "Знания" ни в коей мере отрицать нельзя! Это же наш уважаемый дорогой [url=https://tovievich.ru/engine/go.php?url=aHR0cHM6Ly93d3cuZmFjZWJvb2suY29tL2JvcmlzLmJpbWJhZD9mcmVmPW5m]Борис Михайлович Бим-Бад[/url], он же столько постов делает о культуре, об истории, образовании! И сколько вокруг него собирается людей, откликающихся, поддерживающих, включающихся!


  • Опубликовал: opm
Читайте другие статьи:
Ольга Меркулова. Ретроспективные размышления о чтениях памяти Л.С. Выготского «Обучение и развитие: современная теория и практика»
27-01-2016
Ольга Меркулова.

Впечатления от участия в XVI Международных
Программа XVI Международных Чтений памяти Л.С.Выготского «Обучение и развитие: современная теория и практика» (Москва, 16-20 ноября 2015 г.)
08-11-2015
Программа XVI

17 ноября - старт Года Выготского в России и
XVI Международные Чтения памяти Л.С.Выготского «Обучение и развитие: современная теория и практика» (Москва, 16-20 ноября 2015 г.)
07-07-2015
XVI Международные

Приглашаем вас принять участие в XVI
Солнечный день на Чтениях памяти Л.С.Выготского и его герои
16-11-2011
Солнечный день на

Солнце взойдет, и поведу на XII Международных
Фотоотчет о VII Международных чтениях памяти Л.С.Выготского
22-12-2006
Фотоотчет о VII

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Октябрь 2017 (33)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Июнь 2017 (60)
Май 2017 (45)
У нас
  • Популярное
  • Мимо главной
Облако тегов
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх