Николай Николаевич Поддьяков 8 января умер великий детский психолог
Николай Николаевич Поддьяков. Неутомимый гений эксперимента, который он строил в форме того, что сам назвал "развивающей интригой". Это становилось классикой, а для него и, главное, для детей, сохранялась "развивающая интрига"! И в этом он продолжал своего учителя - А.В.Запорожца, любимого ученика Л.С.Выготского.
Осиротела не только детская психология - осиротел мир детства. Его покинул Взрослый, который знал его сокровенное нутро, по-взрослому сохраняя лучшее из собственного детства внутри. 91 год, не ковид - но разве от этого легче?
Когда мой учитель В.В.Давыдов попал в жесточайшую опалу, Николай Николаевич буквально укрыл его в подвале Института дошкольного воспитания в Климентовском переулке, где директорствовал. В том подвале располагалась Поддьяковская лаборатория умственного воспитания, которую он, не раздумывая, отдал Давыдову. А ведь имелось предписание не давать академику Давыдову должности выше старшего научного сотрудника. А Поддьяков публично заявил: "Вася в Дошкольном - это честь для Института!". Пусть не в 1937-м, пусть в 1983-м году. Вот только почти уверен, что, произойди подобное в 1937-м, Поддьяков бы ответил примерно тем же. Еще и потому, что с высоты своего таланта всегда и безусловно принимал все талантливое. И не стеснялся восхищаться им. И не важно, кто был перед ним - всемирно известный ученый, академик или робкий начинающий соискатель. Исследователь детского творчества щедро "раздавал" уроки творчества взрослым - тем же неподдельным восхищением, в том числе.
И еще - больше 60 лет "дружбы домами". Оборвалась одна из последних ниточек связи с моими родителями. Аспирантского друга папы нежно любила мама. Перезванивались почти ежедневно и после смерти отца. Во все решающие, порой болезненно переломные моменты моей жизни он неожиданно, как добрый, не "дежурный" ангел, возникал рядом со мной. Чтобы поддержать.
Я рад, что успел много написать о Николае Николаевиче при его жизни, а он - прочитать. Но это такая маленькая благодарность за счастье быть с ним, причастным к его делу, хоть как-то, но участным в его жизни.
Соболезнования сыну, моему студенческому другу Александрe Поддьяковe и его маме Лилии Евсеевне, жене Николая Николаевича.
Для меня вы были и остаетесь вместе, мои, наши любимые Поддьяковы!
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта