Александр Адамский В рамках проекта «Образовательная медиадеятельность» ученики 5 «Г» класса зеленоградской школы № 854 Мичелла, Виталий и Анна взяли интервью у научного руководителя Института проблем образовательной политики «Эврика», главного редактора «Вестей образования» Александра Адамского. Публикуем его с разрешения авторов.– Александр Изотович, о какой детской ошибке не узнали ваши родители?– Практически обо всех во взрослой жизни. Я не делился с родителями своими ошибками во взрослой жизни. Так заведено. У меня всё всегда в порядке. Всё хорошо. Наверное, потому что приучили самому справляться со всеми ошибками. Может, это и неправильно. Другое дело, что вокруг есть другие люди. Или вы спрашиваете про детскую жизнь, а не про взрослую?
– Про детскую жизнь, совершенно верно.– Они не узнали про мои драки. Их было, правда, не много, но не узнали. Больше сейчас ничего в голову прийти не может.
– Этот вопрос, я думаю, больше на рассуждение. Как признаться в своей ошибке, если родители строгие?– Классный вопрос. Здесь никогда не подгадаешь нужный момент. Но моё предложение крайне простое. Я пробовал эту формулу, она проходит. Можно предложить родителям сходные обстоятельства – как бы ты поступил или поступила на моём месте? То есть создать такую ролевую ситуацию. Здесь есть одна тайна.
Дело в том, что если вы очень похожи на ваших родителей, то в предложенных вами обстоятельствах родители себя поведут так же, как повели себя вы.
Это работает практически всегда. А дальше можно сказать: «Знаешь, со мной произошла такая же ситуация, и я сделал то же самое, что сделал бы ты». Можно так попробовать.
– Была ли у вас в детстве ситуация, за которую вам было стыдно?– Конечно, огромное количество ситуаций, когда мне было стыдно. Я очень переживал, например, когда я опоздал на школьную олимпиаду по литературе, которую вела моя мама, а я заигрался в футбол и опоздал. И она меня вынуждена была не допустить, потому что я опоздал, а я должен был защищать честь школы в районе, в области. Мне было очень стыдно. Если тебе бывает стыдно за то, что ты сделал, значит, ты развиваешься. Это очень хорошая ситуация – переживание за то, что ты сделал. И это надо поддерживать изо всех сил.
– Как бы вы отреагировали в детстве на ошибки своих сверстников?– В детском возрасте нетерпимо. Это, кстати, хорошая педагогическая ситуация – как реагировать на ошибки сверстников. Но, к сожалению, дети очень жестокие. Они ошибок чаще всего не прощают. По себе сужу.
– На каких произведениях литературы или фильмах вы учились не совершать ошибок?– На любимой книге детства «Три мушкетёра».
– Как вы понимаете поговорку «ошибка – не обман»?– Как то, что мы делаем ошибки несознательно, без умысла, не желая причинить кому-то вред. Поэтому мы не обманываем, а искренне делаем то, что делаем. А потом происходит осознание, что это была ошибка.
Поэтому ошибка – это скорее интеллектуальное событие, а не эмоциональное.
Электронная газета "Вести образования"Об ошибках - с любовью
(мини-цитатник сайта В.К.)
Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться.
Махатма ГандиОшибка - от бога. Поэтому не старайтесь исправить ошибку. Напротив, попробуйте понять ее, проникнуться ее смыслом, притерпеться к ней. И наступит освобождение.
Сальвадор ДалиГде много любви, там много ошибок. Где нет любви, там все ошибка.
Томас ФуллерОшибок не бывает. События, которые вторгаются в нашу жизнь, какими бы неприятными для нас они ни были, необходимы для того, чтобы мы научились тому, чему должны научиться.
Ричард БахМышление не знает ошибок.
Андрей БрушлинскийУчение не знает ошибок. Ошибки бывают только у взрослых - когда они решают свои профессиональные и жизненные проблемы. А смысл учения - в том, чтобы пробовать и ошибаться…
Василий Давыдов
На развитие сайта