В.Т.Кудрявцев В сентябре-октябре 2021 г. проф. В.Т.Кудрявцев прочитает курс "Развитие детской речи" в рамках магистерской программы "Психолингвистика речевого воздействия" в МГПУ (1 курс).Цель курса – представить картину развития речи ребенка в онтогенетической перспективе как социокультурного, психолингвистического, психологического и педагогического феномена.
Задачи курса:1) сформировать у студентов представления о развитии детской речи с позиций культурно-исторического подхода;
2) раскрыть студентам основные тенденции развития речи детей в контексте закономерностей общего психического развития ребенка;
3) ознакомить студентов с психолого-педагогическими формами поддержки развития детской речи.
29.09.2021Детство – «языковая эпоха» (Ф.А. Сохин). Детская речь как культурно-психологический феномен. Генетические корни и основные тенденции развития детской речи. Речь как «обращение» (Ф.Т. Михайлов) к значимому другому. Единство общения и обобщения в детской речи. Речь, воображение и мышление ребенка. Развитие языковых обобщений: от грамматики к семантике. Творческий характер речи ребенка и ее саморазвитие. Речь и смыслопорождение.
6.10.2021Слово как конструктивный инструмент и маркер социальной ситуации развития. Речь как форма произвольного действия, способ порождения и выражения детской субъектности. Функции речи в психическом развитии и построении различных видов деятельности ребенка. Развитие грамматики, лексики, фонетики, семантики и экспрессии речи ребенка как «языковой личности». Роль речи в формирование детско-взрослой общности.
13.10.2021Предпосылки развития в младенчестве. Коммуникативные инициативы ребенка и их поддержка. Развитие речи в раннем возрасте. Детское словотворчество как форма языкового обобщения. Феномен автономной речи. Речевое опосредствование практического и образного мышления детей. Речь, самостоятельность и возникновение субъектности.
20.10.2021Развитие речи в дошкольном возрасте и его амплификация. Значение игры в развитии речи дошкольника. Связь развития речи с воображением ребенка. Проблема эгоцентрической речи. Роль диалога в развитии речи дошкольника. Функции художественного слова в развитии детской речи.
27.10.2021Предпосылки возникновения письменной речи. Развитие речи как показатель психологической готовности к школе. Формирование детской речи в условиях развивающего дошкольного образования. Психологические трудности в развитии детской речи и способы их преодоления
Основная и дополнительная литература, необходимая для освоения дисциплины:а) основная литература1.
Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Сигал К.Я., Юрьева Н.М. Проблемы развития речи в психолингвистическом и лингводидактическом освещении. - М.: ФАНО России, Ин-т— М.: Ключ-С, 2014.
2.
Выготский Л.С. Мышление и речь. - СПб: Питер, 2017.
3.
Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М.: МОДЭК, МПСИ, 2002.
4.
Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М.: Институт психотерапии, 2001.
5.
Цейтилин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
6.
Чуковский К.И. От двух до пяти // Соч. в 15 т. - М.: Терра – Книжный клуб, 2001. Т. 2.
7.
Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте: (Краткий очерк). - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.
б) дополнительная литература1.
Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника. – М.: Сфера, 2012.
2.
Бибихин В.В. Детский лепет // Бибихин В.В. Слово и событие. - М. Университет Дмитрия Пожарского, 2010.
3.
Леонгард Э. И., Самсонова Е. Г., Иванова Е. А.. Я не хочу молчать! Опыт работы по обучению детей с нарушениями слуха по методу Леонгард. – М.: Теревинф, 1999.
4.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М.: Педагогика-Пресс, 1994.
Занятия проводятся в Microsoft Teams. Время: 16.20 – 21.10
На развитие сайта