«Царю горы» страшно там наверху. Поэтому срабатывает защитный механизм, известный в социальной психологии как «феномен нисходящей слепоты». Это когда те, кто у подножия, видятся «царю» на одно лицо, «униформистами», наподобие официантов, хотя термин пришел из цирка для обозначения цирковых рабочих, одетых в одинаковое. А тут еще вскарабкиваются вверх конкуренты. Даже если все присягнули на верность «царю», нет никакой гарантии, что кто-то не дерзнет занять его место – «правила игры», о которых порой забывает заигравшийся «царь» обязывает. Но вот внизу один из «униформистов» перестает вести себя в соответствии с «дресс кодом», «смазывая карту будня». Не стоит недооценивать цирковых униформистов: они ведь не только готовят арену, но и участвуют в номерах, в представлении, в целом, задавая его темпоритм. Недаром из их круга вырастали известные артисты цирка. «Царь» бросает все силы на подавление подобных «бунтов униформистов» вместо того, чтобы укреплять гору и свою позицию на ней, что заодно могло бы повысить и его «конкурентоспособность». В итоге, «царь» неизбежно проигрывает.
Эти и не только эти сюжеты - в беседе
Екатерины Гордеевой с психологом академиком РАО
Александром Асмоловым.Владимир Кудрявцев
На развитие сайта