Андрей Дмитриевич Майданский Творец культурно-исторической психологии, Л.С. Выготский связывал будущее научной психологии с идеями Бенедикта Спинозы. По смерти Выготского нить спинозистской мысли в психологии, однако, оборвалась. В работах его прямых учеников имя Спинозы почти не упоминается - но дело, конечно, не в имени. Никто из них не захотел или не сумел воспользоваться выточенными в «Этике» линзами категорий и аксиом... Но, может быть, ...Выготский вычитал в трудах Спинозы нечто важное — что не заметили его... ученики и соратники?
В журнале "Концепт: философия, религия, культура" (2022. № 2) опубликована статья
А.Д.Майданского "Учение Спинозы об аффектах в культурно-исторической психологии".Аннотация. Спиноза рассматривал душевную жизнь как деятельную игру аффектов, а человеческую свободу связывал с укрощением страстей при помощи понятий разума. Вслед за ним Л.С. Выготский трактует аффект как «альфу и омегу» психологического развития. Ключевая тема последних рукописей Выготского — та же, что и в «Этике» Спинозы: путь человека к свободе через разумное овладение своими аффектами. Свободу Выготский определял как «аффект в понятии»; в последние годы жизни он исследовал процессы синтеза эмоциональных и интеллектуальных форм в развитии психики ребенка. Вслед за Спинозой Выготский определял аффект как «динамогенное» состояние тела, увеличивающее или уменьшающее его способность к действию; таким образом, аффект выступает как внутренняя движущая сила поведения всех живых существ. Психология, в спинозистском её понимании, есть наука о производстве аффектов в процессе предметной деятельности и обмене аффектами в процессе общения живых существ. Выготский не успел осуществить свой проект «новой психологии человека», а его наследники отказались или не сумели продолжить эту работу. А.Н. Леонтьев, ближайший ученик и соратник Выготского, осудил его «поворот к Спинозе» и вернулся к еноменологической трактовке аффекта как «формы переживания деятельности». Как следствие, поставленная Выготским проблема взаимосвязи аффекта и интеллекта оказалась неразрешимой. Примыкавший к школе Выготского философ Э.В. Ильенков связал начало психической деятельности с формированием образов внешнего мира, потеряв из виду аффекты и, тем самым, проблему свободы, как её понимал Спиноза. Возобновление проекта «вершинной психологии» Выготского и исследование эволюции психики на основе понятия свободы как активного овладения своими аффектами и отношениями общения — таковы две точки роста культурно-исторической психологии.
Ключевые слова: аффект, понятие, деятельность, психика, свобода, спинозизм, марксизм
Скачать статью в формате pdfuchenie-spinozy-ob-affektah.pdf [527,52 Kb] (cкачиваний: 66)
Посмотреть онлайн файл:
uchenie-spinozy-ob-affektah.pdf
На развитие сайта