Дочки-матери, игра в больницу или магазин, войнушки и подобные игры известны всем. А некоторым родителям настолько, что так и хочется отмахнуться от очередной просьбы поиграть «в доктора». Если вы уже занесли руку, не спешите.
Сегодня мы откроем вам секрет как сюжетно-ролевые игры могут подготовить ребенка к посещению врача, долгой поездке, полету в самолете и к другим непривычным для ребенка ситуациям. Говорим на эту тему с Ириной Рябковой, кандидатом психологических наук, руководителем магистерской программы «Игра и детство» факультета "Психология образования" МГППУ.ПримеритьСюжетно-ролевая игра, в которой дети берут на себя роли и разыгрывают от их имени какой-нибудь сюжет – универсальна, она присутствует в любом обществе, хотя, конечно, конкретное содержание игры зависит от культурного контекста.
В процессе игры ребенок «примеряет» на себя те или иные роли. Например, становясь продавцом, он начинает лучше понимать социальный смысл этой роли: в чем его особая социальная функция и что его действия значат для общества, т.е. зачем он нужен. Ведь для детей совсем не очевидно, почему любой человек (например, мама, папа или он сам) не может стоять за кассой, водить автобус или лечить животных в ветеринарной клинике.
УсвоитьРебенку сложно понять систему
социальных отношений. Маленькие дети не рождаются с представлением о том, кто кем кому приходится в семье и ничего не знают о социальных ролях в обществе. Им только предстоит понять, что значит «мама» по отношению к «дочке», которая может быть еще и «сестрой», и в чем отличие сестры от подружки.
Отсюда множество курьезов. Например, вплоть до 6 лет девочки могут играть, будто они – мамы одной дочки, полицейские могут лечить древних людей, а нашкодившего ребенка в качестве наказания могут посадить в тюрьму на 300 лет. Детей при этом ничего не смущает, напротив, они могут играть с большой эмоциональной вовлеченностью в сюжет.
ПонятьТакие игры говорят о том, как детям важно разобраться в системе социальных ролей: кто такие древние люди, как они связаны с полицейскими, как соотносятся между собой преступление и наказание, и кто есть кто в семье.
Разыгрывая интересующие их темы, дети постепенно «наводят порядок» в своих представлениях, проясняют смысл той или иной профессии, статуса, роли, формируют отношение к ним и лучше чувствуют свою, пока еще детскую, позицию в большом мире людей.
Любимые сюжетыВ одной из
предыдущих статей мы говорили о том, что дети как правило обыгрывают те события, которые имеют для них значение, которые их волнуют.
Если недавно ребенок впервые путешествовал на поезде и поездка впечатлила его, то очень может быть, что вскоре он будет в это играть. В то же время, если его родители работают на железной дороге, то данный сюжет может быть одним из самых любимых у ребенка. Понравившиеся книжка или мультфильм про путешествие тоже могут вызвать особую симпатию к этому сюжету.
В любом случае, любимые сюжеты и роли – это не случайность, они связаны с личным опытом и особенностями самого ребенка.
Лечебные игрыБлагодаря развивающим возможностям игры, мы можем использовать ее для профилактики или преодоления эмоциональных и поведенческих трудностей ребенка.
Например, вам скоро предстоит визит к врачу. Можно предложить ребенку поиграть в больницу, причем стоит разыгрывать те действия, с которыми столкнется ребенок при посещении врача, а это могут быть очень разные ситуации: прививка, осмотр, МРТ и др. Сюжет стоит выстраивать в зависимости от предстоящих процедур.
Такая игра поможет ребенку чувствовать себя компетентным в новой ситуации, а значит, придаст чувство уверенности в себе и доверия к доктору (и вам).
Как играть с детьми?Прежде всего, прислушивайтесь и присматривайтесь к тому, как играет ребенок. У детей можно многому научиться: просто подражая их действиям, мы лучше понимаем, что волнует их сейчас. Действуя похожим образом, мы поддерживаем их игру.
Не стоит навязывать ребенку свои игровые сценарии. Напротив, в игре нужно идти за замыслом ребенка, отзываться на его действия, идеи и поменьше предлагать своих. Так мы поддерживаем уверенность ребенка, его авторство в игре, помогаем разобраться в своих чувствах.
Если вы хотите обыграть вместе какой-то сюжет (скажем, визит к врачу, как в приведенном выше примере), а ребенок при этом отказывается от совместной игры, то можно поиграть у него на виду, но самостоятельно. Возьмите «образные» игрушки и разыгрывайте нужный сюжет так, чтобы ребенок видел его, но не привлекайте к себе внимания. Находясь рядом, ребенок в любом случае будет замечать ваши действия, и сможет подключиться к игре, если она заинтересует его.
Меняйтесь с ребенком ролями: по очереди будьте продавцом и покупателем, зрителем и артистом, драконом и рыцарем. Смена ролевых позиций положительно скажется на гибкости мышления ребенка и его поведенческом репертуаре.
Помните, что важный признак настоящей игры – удовольствие и радость от нее. Если нет удовольствия от игры, значит, нет и игры. Играть нужно легко и весело, без команд, контроля, критики, нотаций и пр. Только игра, приносящая радость, будет полезна ребенку и вашим с ним отношениям.
Летние каникулы — отличное время для того, чтобы использовать наши рекомендации и получить удовольствие от игры вместе с ребенком.
Канал МГППУ в Яндекс.Дзен
На развитие сайта