Около трети детей сталкиваются в учебе с трудностями, причиной возникновения которых становятся наследственные нейробиологические особенности. Эти специфические нарушения в общем называют дислексией, хотя у нее есть более частные и сопутствующие «ответвления».
Освоение школьной программы и для таких ребят, и для их родителей может стать настоящим мучением и сильно испортить жизнь. И не всегда удается вовремя разобраться, что недостаток старательности ребенка ни при чем — дело в особом устройстве его психических функций. При дислексии ребенок может не различать буквы или образы слов, при дисграфии оказаться не в состоянии писать, а при дискалькулии — не различать «один» и «много». Как поступить, если вы столкнулись с предположением, что ваш ребенок — дислексик?
Woman.ru обратился к эксперту — кандидату педагогических наук, доценту кафедры логопедии МГПУ, члену Ассоциации родителей и детей с дислексией, автору более 50 учебных и научных работ по проблеме нарушений письма и чтения у детей
Ольге Величенковой.Как можно заподозрить дислексию и подобные ей нарушения на ранней стадии, когда ребенок еще не читает?Специалисты могут еще в дошкольном возрасте ребенка прогнозировать у него потенциальную школьную неуспешность. Дело в том, что формирование письма и чтения зависит от многих психологических предпосылок, как речевого, так и неречевого характера. Методики выявления предрасположенности к нарушениям письма и чтения позволяют (хотя и не со стопроцентной вероятностью) определить группу риска.
На что следует обратить внимание родителям? Прежде всего, на проблемы с развитием речи: нарушения произношения и трудности различения звуков, медленное накопление словарного запаса, речевые ошибки.
Кроме того, важно развитие так называемой произвольной регуляции: усидчивость, внимательность, умение следовать инструкции. Мешают овладению грамотой и зрительно-пространственные трудности, когда ребенок не различает право и лево, плохо ориентируется в играх типа тетриса, лего, катамино и пр.
И даже моторная неловкость может стать причиной не только плохого почерка, но и специфических ошибок в письме. Если родители замечают, что их ребенок по какому-либо из этих признаков отличается от сверстников, необходимо получить консультацию логопеда и психолога. И вообще логопедическая диспансеризация в три, пять, семь, девять лет — это норма. Все дети должны проходить контрольные скрининги, это помогает вовремя отследить тревожные признаки и понаблюдать, как развиваются нужные навыки.
Какой специалист ставит такой диагноз?Строго говоря, речь идет о заключении, педагогическом диагнозе. Хотя дислексия, дисграфия и другие трудности в обучении входят в МКБ-10, наиболее подготовленными специалистами, способными сделать заключение о наличии дислексии, являются логопеды, то есть педагоги.
Конечно, для исключения сходных нарушений нужны заключения психолога и врачей. Но анализ письма и чтения — это зона ответственности логопеда. Выяснение же причин — всегда результат комплексного обследование у логопеда и психолога. Эти же специалисты выстраивают программу преодоления трудностей. А вот где работают специалисты, большого значения не имеет. Это может быть учреждение и здравоохранения, и образования.
Для постановки диагноза или заключения нужно комплексное обследование. Сначала специалисты исключают снижение интеллекта, нарушение слуха или зрения у ребенка. А затем проводится психологическая и логопедическая диагностика. Если ребенок уже ходит в школу, то обязателен анализ письма и чтения. Поэтому родители должны понимать, что, приходя на прием с жалобами на двойки по русскому языку и чтению, нужно захватить с собой письменные работы ребенка.
С какими нарушениями могут перепутать дислексию, и с какими она чаще всего идет рука об руку?Детям, осваивающим русскую грамоту, труднее дается письмо, чем чтение. Поэтому правильнее сказать, что дисграфия
встречается чаще дислексии. Сочетаются же они достаточно часто, хотя и не всегда. Кроме
того, трудности в обучении могут встречаться одновременно с синдромом дефицита внимания (СДВГ). Часто сочетаются нарушения, которые имеют общие механизмы возникновения.
Что делать? Чего не делать? Школа — союзник или помеха?Не заниматься самодиагностикой и самокоррекцией. Обращаться за помощью к специалистам: логопедам, психологам, нейропсихологам, врачам.
Дети с трудностями в обучении в нашей стране имеют право на длительную объемную психолого-педагогическую поддержку. Они могут получить бесплатную помощь и особые условия оценивания и аттестации в том случае, если пройдут государственную ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию, — прим. Woman.ru).
Комиссия дает рекомендации для обучения по адаптированной программе. Это цензовое (стандартное, — прим. Woman.ru) образование, с учетом особых потребностей ребенка.
Если вы не можете принять решение самостоятельно, если не можете найти специалиста, который провел бы диагностику, посоветовал оптимальную стратегию помощи, обратитесь в Центр помощи детям с трудностями в обучении за бесплатной консультацией, он работает онлайн.
География проекта не ограничена ничем, кроме наличия интернета, квалифицированную помощь в нем могут получить жители любого региона России. Там помогут, в том числе составить «дорожную карту» по организации психолого-педагогического сопровождения, с учетом возможностей ребенка и специфики региона, где он живет, подскажут, какие материалы будет полезно использовать для домашних занятий и как правильно это делать.
Фото: Getty ImagesЛада ПугаеваWoman.ru
На развитие сайта