Фото: espanarusa.com Учиться за границей сейчас совсем не так опасно, как у нас считают
Четырнадцатилетняя Соня Чертилина учится в Великобритании, в Badminton School для девочек в Бристоле. Она переходит в 10-й класс, а всего их – 13. Мы ее спросили, чем английская школа отличается от российской, почему иметь собственное мнение там выгоднее, чем не иметь, и насколько впечатление о британской школе, созданное в кино, соответствует действительности. И трудно ли сегодня русскому существовать и учиться за границей.Мое мнение вообще никого не волнует– А почему такое странное название школы – «Бадминтон»? Она что – имеет отношение к спорту?– Я даже не знаю, какая-то история, наверное, была, но давно. Особого отношения к спорту школа не имеет. Там есть кружок по бадминтону – и все.
– Ты училась до 8-го класса в московской школе, а в Англии пока провела первый год. Почему пришла идея учиться за границей?– Мне стало скучно учиться. Несмотря на то что я ни к чему особенно не готовилась, мне постоянно ставили «пятерки». Меня там ничему не учили.
– Школа-то, наверное, была сильная?– Несколько лет назад она была на 9-м месте в рейтинге лучших по Москве. Но мне хотелось, чтобы учиться было посложнее. Сначала думала про Америку, но туда очень долго лететь, и я не смогла бы видеть родителей. В итоге с помощью Международного образовательного агентства IQ Consultancy была выбрана эта школа.
– Теперь ты уже можешь сравнить: чем английская система подросткового обучения отличается от российской?– В английской школе тебя заставляют все делать самому. Ты сидишь и сам выполняешь некое задание. Например, в библиотеке. Как правило, готовишь проект. В моей московской школе проектов вообще не было. В Англии нужно писать много всяких эссе, где ты должен выражать личное мнение. А в Москве мое мнение вообще никого не интересовало. Требовалось соответствовать точке зрения учителя. А то, что написано в учебнике, и есть истина в последней инстанции.
– А на уроке, если ты не согласна с мнением учителя, ты можешь высказать свое?– Да, конечно. Это даже будет лучше, учитель тебя запомнит, поставит более высокую оценку.
– Даже если твоя позиция отличается от позиции учителя?
– Если она более или менее правильная, просто другая, то да.
– Мне говорили, что в английских школах учитель не объявляет всему классу, какую оценку получил тот или иной ученик. Об этом известно только самому школьнику и его родителям. У вас так?– Да. И это большое отличие от российской школы, где перед всем классом выставляют баллы и могут негативно отозваться о неуспевающем школьнике. Здесь в большинстве учителя хорошие, никто на тебя не орет, никто, как в российской школе, не говорит: ты ничего не можешь, никакого ОГЭ (Основной государственный экзамен, который сдают после 9-го класса) ты никогда не сдашь! Однажды, правда, у меня была история, когда я, не поняв объяснение учителя, попросила его что-то прокомментировать. Так вот, он мне ответил: в другой раз, у меня обед.
Не так, как в кино– А как ты преодолела языковой барьер?– Английский я учила с самого детства, родители меня водили в языковые кружки, поэтому в Англии мне было не так сложно. Конечно, я разговаривала не на уровне носителя. Сейчас уже все понимаю, смотрю фильмы на английском: в оригинале гораздо интереснее.
– С какими трудностями ты столкнулась в школе? Ты скучала по родителям или были проблемы в отношениях с одноклассниками?– Я скучала по дому. Думала, что приеду в Англию, найду там кучу друзей, и все будут такими милыми и хорошими. Как в британских сериалах. А на самом деле поначалу со мной никто не общался. Пытаясь разговаривать с девочками, я должна была думать, что сказать. Сейчас-то я уже говорю свободно и быстро.
– Проблема была в трудностях говорения по-английски или все-таки в отношениях?– Больше, конечно, в отношениях. Иностранцы немного другие. Они очень громкие: если собираются друзья, то просто орут. Не могут спокойно разговаривать. Я все-таки больше люблю тишину: посидеть одной, посмотреть фильм. Я не очень громкая.
– Но друзья у тебя появились?– Мне потребовалось много времени, чтобы с кем-то познакомиться. И только в последнее время удалось с кем-то подружиться. Поначалу было так: привет, пока, как дела, и все. Но лучших друзей я так и не нашла.
– Из каких стран твои одноклассницы? Или это в основном англичанки?– В 9-м было много девочек из Лондона, они приезжают в Бристоль и живут там в течение недели, а на выходные возвращаются домой к родителям. Много одноклассниц из Гонконга. А в 10–11-х классах, в конце которых нужно сдавать GCSE – аналог нашего ОГЭ, многие школьницы приезжают именно на этот двухлетний курс, и появляются девочки из Франции, Германии, даже из США.
Понятно, что те, кто проучился в нашей школе уже лет пять, начинают между собой дружить. Знаю несколько групп девочек. А новенькие, которые приходят позже, вливаются либо в одну из групп, либо образуют новую. Такого, чтобы все дружили со всеми – нет.
– Когда ты пришла в прошлом году новенькая, никто тебя не притеснял?– Я с таким не сталкивалась. Если ты ничего позорного не сделала и слухи не пошли, никто тебя травить не будет. Просто особо не будут с тобой, новенькой, разговаривать.
Спорт важен, но им не мучают– Известно, что в британской школе важен спорт. Это правда?
– Поважнее, чем у нас, это точно. Существует физра, а отдельно есть командные игры (футбол и так далее). Один раз в неделю то, другой раз – это. То есть раз в неделю есть какая-то физическая нагрузка.
Многие состоят в командах, защищают честь школы. У тех, кому интересен спорт, тут много возможностей. Для меня он не очень важен. Я хожу в тренажерный зал, но не более того.
– Если человек толстый, не справляется с физрой, над ним не подшучивают? И учитель, и ученики? В моем школьном детстве такое было с некоторыми одноклассниками.– Никто за вес, за то, как ты выглядишь, не осуждает, по крайней мере открыто. Подружки между собой всех обсуждают. Я надеялась, что все будут подобрее. Но это не так. В этом смысле люди из разных стран не отличаются. Девочки, с которыми я живу в одной комнате и с которыми более или менее дружу, постоянно кого-то обсуждают, причем в негативном ключе. Сказать о ком-то хорошее – такого вообще нет.
– Они англичанки?– Одна из них азиатка, которая родилась в Лондоне, вторая – непалка, приехавшая в Англию, когда была маленькая, а третья – американка из Калифорнии.
– Проводятся ли какие-то мероприятия для сплочения класса, тимбилдинги и что-то подобное?– Есть такое. Однажды вместо уроков нас разделили на группы, и мы должны были создать некий бизнес-проект, касающийся школы. Нужно было придумать постер и выступить перед всеми, чтобы защитить свою идею. Такое бывает.
– А в чем у вас заключается сплочение?– В том, что все работают вместе. Но на самом деле люди с кем хотят, с тем и общаются. От того, что ты организовал их в одну группу, они не станут сплоченней. Может быть, кому-то это помогает, но не мне.
Для меня ничего не изменилось
– В нынешней ситуации кризиса отношений между Россией и Западом тебе мешает то, что ты из России?– Для меня ничего не изменилось. Одноклассницы делают вид (или и правда так считают), будто ничего не происходит. По крайней мере в 9-м классе: девочки еще маленькие. Я вообще должна была идти в 10-й класс, но из-за того, что мне еще было 13 (хотя через месяц исполнялось 14), я пошла в 9-й. В 10-м классе с девочками уже о чем-то можно поговорить. В общем, большой разрыв между этими классами. Хотя одна русская девочка из Москвы, которая училась уже в 10-м, говорила, что к ней было какое-то негативное отношение, исходившее от одноклассниц. Учителя такого не допускают.
– В этой школе учились какие-то знаменитости?– Да. В Badminton School некоторое время училась Индира Ганди. Еще актриса Розамунд Пайк.
– Про великую Индиру Ганди, премьер-министра Индии, знают все, и то, что она училась в твоей школе – потрясающе. А про Розамунд Пайк можно добавить, что она – обладательница премий «Золотой глобус» и «Эмми», номинантка на «Оскар», BAFTA и Премию Гильдии киноактёров США в категории «Лучшая женская роль» за фильм «Исчезнувшая». Это чтобы понимать историю школы. Каковы твои планы на будущее?– Я только знаю, что в 12–13-м классе пойду в смешанный колледж. А в какой и по какой специальности – не знаю. Потом – университет, скорее всего – в Англии. Может быть, в Канаде, потому что у них, если ты хорошо заканчиваешь колледж, можно учиться бесплатно.
Нас выпускают погулять по городу– Как ты проводишь выходные?– На выходных нас выпускают погулять по городу. Чем старше ты становишься, тем больше открывается мест, куда ты можешь ходить. Пока у нас есть улица, куда ты едешь на автобусе, торговый центр, другой торговый центр и другая улица, где всякие магазинчики, кафешки.
– А в кино нельзя сходить?– Можно. Оно рядом.
– А какое кино ты любишь? Сериалы, наверное?– Из сериалов мне нравятся «Очень странные дела».
– «Корону» смотрела? Соответствует ли это тому, какая Англия на самом деле?– Да. Там показывают Лондон, он очень красивый Я там была два раза.
– А каких актеров любишь?– Вайнону Райдер, Джонни Деппа, Леонардо Ди Каприо, Кейт Уинслет. Да много кого. Я люблю больше старые фильмы 90-х.
– А музыку? На концерты ходить разрешают?– Это пока нереально, хотя очень хочется. Я играю на пианино, закончила с красным дипломом музыкальную школу в Москве.
– Ты можешь играть в школе?
– Я играю. Из экзаменов GCSE, аналоге нашего ОГЭ, где обязательными являются математика, английский язык и английская литература, нужно выбрать еще четыре предмета. И я остановилась на истории, музыке, немецком и трех науках – биологии, физике, химии. Решила взять все три, потому что большинство университетов принимают абитуриентов с полным набором знаний.
www.vogazeta.ru
На развитие сайта