В традиционной психологии культура рассматривалась как среда и инструмент «принуждения к деятельности» по эталонам, созданным до человека и без всякого его участия. В психологии школы Выготского культура – источник мотивации деятельности, «пространство свободы», границы которого постоянно раздвигает человек своим произвольным усилием. Человек, движимый тем, что он еще не успел создать, - смыслом, в оптике которого ему только и может приоткрыться грандиозная система общественных значений, приданных человечеством всему тому, что им замышлено и воплощено на протяжении своей истории.
Слово «летчик» придумал один человек - поэт Велимир Хлебников. Хотя примерно в одно и то же время его искали многие (среди них Александр Блок и Александр Грин), оно «вертелось на языке». Так же и с колесом - кто-то изобрел его хотя бы на полмиллисекунды раньше, чем другие. Тем более - со смыслом.
А в истории, в своих творениях человек ищет исключительно самого себя, свой образ. Культурно-историческая и деятельностная психология превращает в нечто явное скрытый для историка, культуролога или антрополога (у них свои задачи) механизм этого поиска. - В.Т.Кудрявцев
Отсюда вытекают принципиальные методологические следствия для всего семейства наук о человеке. Некоторые из них еще только предстоит оценить. Попытка сделать это будет предпринята в рамках
курса «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании: методологические основы», который прочитает в ноябре проф.
В.Т.Кудрявцев для магистрантов магистерской программы МГППУ «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании» (1 год обучения).
Занятия проводятся в
формате онлайн на платформе Webinar.
Расписание 2.11.202218:00-21:10Лекция. «Что есть история для психолога?»
Лекция. «Культурно-историческая психология – наука о свободе»
9.11.202218:00-21:10Семинар. «Создание новых форм поведения». Феномен творчества в культурно-исторической и теоретико-деятельностной психологии
Семинар. От вершинной – к глубинной психологии
16.11.202218:00-21:10Семинар. Обобщение, общение, обращение
Семинар. Образование как рефлексия культуры и развивающая социальная практика
На развитие сайта