Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Уроки психоистории от Александра Асмолова

  • Закладки: 
  • Просмотров: 891
  •  
    • 0

Фото: Виталий Смольников / Коммерсантъ


Ментальные войны: весеннее обозрение

Взгляд психоисторика на государственный фейковый монополизм, утрату монополии на насилие и на фанатиков по контракту

Александр Асмолов,
психолог, академик РАО

24.04.2023

В ситуации весенней гуманитарной катастрофы как в отдельных странах, так и глобальном масштабе происходят поразительные трансформации ментальных картин мира. Попытаюсь взглянуть на эти изменения мотивов социального и политического поведения через призму психоисторика; в жанре намеков обозначить, что же происходит с миром, странами и каждым из нас.

Пожалуй, самые масштабные изменения весенней картины мира — это поразившая разные народы социальная эпидемия ментальных гражданских войн. По своему охвату ментальные войны, как правило, превосходят военные конфликты межгосударственного характера. В массовом сознании начинают доминировать радикальные мотивы и агрессивные установки в поведении людей. Они с завидной регулярностью проявляются в социальных действиях стран, наций, больших и малых социальных групп. Бал начинают править идолы безопасности и предрассудки клерикального фундаментализма с присущей им жесткой оппозицией восприятия «свои–чужие». Эта оппозиция, как известно, проявляется в разных обличиях ксенофобии: этнофобии, русофобии, украинофобии, европофобии, американофобии и т.п.


Александр Асмолов. Фото: Анна Жаворонкова / «Новая газета»


В нашу сетевую эпоху незаметно меняются социолингвистические и психолингвистические стили языков вражды, щедро транслируемых самыми разными государственными и негосударственными каналами пропаганды. Особенно стилистика социолингвистических и психолингвистических изменений языков вражды проявляется в различного рода «фейках».

Эти фейки стали заметны уже во время «инфодемии» и пандемии. Ныне же вакантное место на фабрике стигматизации носителей фейков занимают «инакомыслящие»: вместо «врагов народа» и «национал-предателей» появляются враги государства, отождествляемого с Родиной, — «иноагенты». В отличие от врагов народа, стигма «иноагент» ныне скоропалительно легитимизируется репрессивным парламентотворчеством.

В ходе борьбы за собственную ментальную картину мира возникает и такое любопытное явление, как «государственный фейковый монополизм» — государево право, что считать правдой, а что кривдой, что называть информацией, а что дезинформацией. В результате появляется такой феномен, который по своей социально-психологической природе может быть обозначен как «фейки в законе». И стремительно только «фейки в законе» становятся лигитимизированными знаками правды, транслируемой государственной пропагандой. Они превращаются в неизменные атрибуты закрытого сознания. Подобного рода явления присущи всем участникам ментальной войны, на каком бы краю света они ни находились. Широкое распространение «фейков в законе» легитимизирует присущие любым тоталитарным системам формулы: «если враг не сдается — его уничтожают»; «кто не с нами — тот против нас».


Через оптику психоистории весьма важно обратить внимание и на то, что ареал поражения массового сознания в ходе ментальной войны значительно шире, чем четко очерченные границы поля социального восприятия мер, предпринимаемых государством в чрезвычайных ситуациях. Так, начавшаяся в сентябре 2022 года частичная мобилизация, исчисляемая сотнями тысяч поставленных под ружье подданных, не идет ни в какое сравнение с милитаризацией обыденного сознания, для которой она выступила катализатором.

Непосредственным социально-психологическим эффектом милитаризации обыденного сознания, идущей рука об руку с мобилизацией, является легитимизация «права на насилие», превращение насилия в норму повседневной жизни.

Именно эта норма с разной степенью эффективности имплантируется в поведение различных социальных и психолого-возрастных слоев населения, особенно — детей, подростков и молодежи. Она усиленно внедряется через такие социальные институты, как институты пропаганды, культуры, образования и религии. При этом «формовка» права на насилие через образование, культуру и различные конфессии происходит в куда больших масштабах, чем через директивные воздействия телевидения и подвластных государству социальных сетей.


Приходится утешаться тем, что социально-психологический эффект влияния всех этих социальных институтов на массовое сознание не стоит переоценивать. Дело в том, что государственные институты, пытающиеся сконструировать черно-белую картину мира, по многим причинам и в школе, и в культуре дают различные сбои. Одна из причин этих сбоев состоит в том, что образование и культура, особенно в последние годы, преимущественно заточены на контроль и надзор за социальным и индивидуальным поведением людей. В результате действия пошагового контроля абсолютно преобладали над задачами развития. Именно поэтому социальные институты культуры и образования оказываются «малопотентными» в реализации заказа на черно-белую картину мира под флагом «фейков в законе».

В итоге для достижения поставленных государством целей они банально копируют алгоритмы действий силовых структур, обеспечивающих консолидацию населения, основанную на механизмах страха и безоглядного конформизма.

Парадоксально при этом, что усиливающаяся опора пропаганды и других социальных институтов на «фейковый монополизм» сочетается с утратой государством монополии на насилие исключительно в системе государственной безопасности. Продиктованные нарастающей сложностью ситуации президентские решения о передаче права на использование силы ряду региональных и негосударственных структур является мощнейшим импульсом появления в стране не только двоевластия, но и, простите за неологизм, многовластия.

При этом политиками не учитывается весьма известная в психоистории закономерность исторической мотивации: у «опричнины», вкусившей власть, рано или поздно начинает преобладать мотивация стать властью. Не случайно при этом, что любые ошибки федеральной власти эти новоявленные «центры силы» используют в своих целях через собственные СМИ и срощенные с опричниной культурой и образованием, также вовлекаемых в ментальную войну. Они и сами начинают стремиться либо усесться на государственный трон, либо за счет самостийности утрачивающих лояльность представителей региональной власти занять свое место под солнцем в регионах и национальных республиках.


Мощным импульсом для ослабления монополии государственной власти может стать непродуманная игра на разных этнических предрассудках как ресурсах консолидации населения на основе оппозиции к иным этносам и конфессиям. В результате возникает особый эффект — эффект «этнического бумеранга». И тогда, как джин из бутылки, стереотипы этнической идентичности прорываются на поверхность сознания. Они черпают мотивационную энергетику из неиссякаемых источников конфессиональной идентичности. А теперь вспомним народную мудрость: «где тонко, там и рвется».

Хрупкая конструкция годами формируемой государственной идентичности может дать трещины под напором стереотипов этнического и конфессионального поведения.

Так, например, родным языкам в школе поднадоест влачить судьбу пасынков государственного языка. И, образно говоря, государственной идентичности придется воскликнуть, как одному из героев фильма «Александр Невский»: «коротка кольчужка». Что же касается мотивации конфессионального поведения, то к ней будет впору применить слегка перефразированное высказывание о том, что «плох тот закон шариата, который не хочет стать государственным законом всей страны».

И все эти весенние метаморфозы мотиваций поведения соперничающих идентичностей, описанные первооткрывателем жанра психоистории Эриком Эриксоном еще в 1933 г., когда он спешно ретировался из Третьего рейха в Америку, неплохо бы помнить нашим политикам и жрецам парламента, творящим один за другим «фейки в законе».

Еще одним весенним перевертышем, присущим ментальной войне, является историческая быстротечность различных социальных имитаций, своего рода потемкинских деревень в государственном строительстве. В нашей истории издревле, как отмечал мастер семиотической теории культуры Юрий Лотман, сталкиваются между собой два архетипа — архетип «вручения себя» власти, т.е. превращения граждан в подданных, и «архетип договора», выступающего в самых разных парламентских формах, способных ограничивать даже самый жесткий абсолютизм. Но еще в Средние века, напоминает Лотман, один из советников государя предупреждал, что «лукавые думцы в искус государя ввести могут».

Не избежали весенних социальных и ментальных трансформаций и наши думцы, наши назначенцы и порученцы. Они начинают все более освобождаться от имитируемого ими архетипа договора.

Нынешние депутаты, как правило, наперегонки становятся «профессиональными фанатиками по контракту». Они все более начинают исполнять охранные идеологические и фискальные функции.



Фото: Александр Коряков / Коммерсантъ


В результате в ситуации весенних перевертышей перед нами во всей красе предстает неотрефлексированный культурно-исторический феномен «парламентской опричнины». И в ситуации гуманитарной катастрофы у многих депутатов, как и у любой опричнины, на поверхность прорывается мотивация быть еще одной полноценной ветвью фискальной власти.

Думаю, что нашим «фанатикам по контракту», преобразующим правду в кривду, стоит напомнить, что сказки нередко становятся былью, а сооруженные ими королевства кривых зеркал легко могут стать нишей их собственного сознания. И тогда, как подсказывает опыт психоистории, примеренная маска «профессиональных фанатиков по контракту» из личины может переродиться в лицо, стать подлинным смыслообразующим мотивом поведения этих акторов весеннего политического маскарада.

В заключение замечу, что психоистория, созданная Ллойдом де Мозом, представляет собой науку об исторических мотивациях. И она для понимания самых разных мотивов политического и идеологического поведения советует повнимательнее вглядеться в травмы разных народов, пережитые ими в детстве. Немало таких травм и в историческом детстве России.


И если бы вдруг Иван Калита навестил нас, то он бы многое поведал о тех психологических драмах, которые пришлось пережить разным собирателям «русского мира». А Иван Васильевич Грозный взял бы, да и спросил: «Я Казань брал, а вы-то что делаете?» Но в их беседу непременно вмешался бы Николай Васильевич Гоголь. Он бы ненавязчиво, с присущей ему иронией напомнил: «Я же предупреждал, предупреждал вас, что не всякая птица долетит до середины Днепра».

Поэтому еще и еще раз напоминаю: не стоит пренебрегать уроками психоистории. Даже весной…

Новая газета




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Декабрь 2024 (14)
Ноябрь 2024 (29)
Октябрь 2024 (38)
Сентябрь 2024 (34)
Август 2024 (36)
Июль 2024 (23)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх