Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Владимир Кудрявцев. Юлия Борисова и Вера Васильева: недожитый век и пережитая вечность

  • Закладки: 
  • Просмотров: 257
  •  
    • 0

Фото: pl.pinterest.com


8 августа не стало актрисы Юлии Константиновны Борисовой. Естественно, подумалось о Вере Кузьминичне Васильевой. И на утро следующего дня пришла печальная весть о ней.

С таким интервалом русский театр осиротел на двух великих актрис. Обеим оставалось всего два года, чтобы встретить свое столетие.

Мне посчастливилось не раз видеть их на сцене. И могу сказать точно: возраст – это то, о чем меньше всего думалось, глядя на них. Когда говорят, что актриса «вечно молода», «все еще Джульетта», – это сомнительный комплимент: обращают внимание как раз на возраст. «Все еще» – не про них.


Юлия Константиновна Борисова


Школьником в Вахтанговском я застал Борисову в роли Принцессы Турандот, когда ей было под пятьдесят. Но это была Принцесса, и вопросов о возрасте не возникало. Другую на этом месте и представить было невозможно. Как и другую Клеопатру («Антоний и Клеопатра» Шекспира), другую Эпифанию («Миллионерша» Дж. Б. Шоу), другую Гелену («Варшавская мелодия» Леонида Зорина)… Для «других» нужны были бы другие спектакли, да и, в общем, другие театральные сцена. Вахтанговская сцена в этих спектаклях безраздельно принадлежала ей в созвездии партнеров – Ульянова, Этуша, Гриценко, Яковлева, Ланового, Максаковой, Осенева…


Вера Кузьминична Васильева


Такая же безраздельность при созвездии вокруг – и в случае Васильевой на сцене Сатиры. Диапазон ролей Веры Кузьминичны обескураживал. Вроде бы трудно найти лучший образ русской актрисы, переигравшей все мыслимые типы русских женщин. Даже «за Раневской» она в уже статусе примы Сатиры поехала в Орел, в областной драмтеатр. Ближе «Вишневый сад» не ставили, а какая русская актриса (да и не русская) не мечтает хотя бы недолго побыть Раневской? И вот эта «150-процентно» русская актриса еще в 2015 году выступила против клейма «иноагент», понимая уже тогда, чем это может обернуться для русского театра, русского искусства, русской культуры и вообще против людей. Страна полюбила ее еще в 1947 году розовощекой девчонкой из фильма «Сказание о земле Сибирской» и приняла «100-процентной» французской графиней Розиной Альмавива в телеверсии великого спектакля Театра Сатиры «Женитьба Фигаро» по Бомарше (ее не раз показывали на весь Союз по Первой программе в прайм-тайм). Конечно, Розина была розовощека. Но это была Розина, потому что это была Васильева! И с несколькими поколениями детей Медведица, мама медвежонка Умки из «колыбельного» мультика, разговаривает её же голосом.

Юлия Борисова и Вера Васильева не играли «пол – возраст – статус – профессию». Их единственной ролью была Личность. Парадоксально. В социальной психологии и жизни личность играет какие-то роли, к их совокупности не сводясь. А обе актрисы играли единственную роль, всегда свободную – Личность.

Свободную – потому что эту сверхзадачу сверхзадач можно сыграть, а можно и не сыграть. А сыграть можно, лишь подарив зрителю часть своей личности. Оставив ее в зале.


Зрители покидают театр с этим подарком.

Чуть не дожитый век. И вечность, которая порой умещается в мигах дарения. В них великие дарительницы пережили себя при жизни.

Колонка Владимира Кудрявцева в электронной газете "Вести образования"




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Апрель 2024 (26)
Март 2024 (60)
Февраль 2024 (49)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Ноябрь 2023 (44)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх